Осколочно-фугасный снаряд

125-ММ ОCКОЛОЧНО-ФУГАСНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ БОЕПРИПАСЫ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В отличие от ряда западных стран, непрерывно увеличивающих акцент танкового вооружения на борьбе с танками за счет снижения способности танка бороться с живой силой противника, в соответствии с традиционным советским мировоззрением танки являются наиболее эффективным средством борьбы с живой силой и укреплениями противника на поле боя, и это нашло свое отражение в номенклатуре противопехотных боеприпасов, разработанных для 125-мм орудия, и доле таких боеприпасов в типовом боекомплекте (порядка 40% осколочно-фугасных боеприпасов, в добавление к приблизительно 45% кумулятивных, также пригодных для борьбы с живой силой противника; эта доля может быть еще больше в зависимости от боевой задачи).

Наиболее распространенным типом боеприпасов является многоцелевой осколочно-фугасный снаряд, стабилизируемый оперением. Его область применения была еще больше расширена с введением системы дистанционного электронного подрыва боеприпасов «Айнет». Имеются также другие специализированные снаряды, например СГПЭ и зажигательные, но они менее распространены.

125-мм ОФС имеют неплохую точность (нормативное рассеивание: 0,23 т.д.) и аналогичны по поражающей способности 122-мм артбоеприпасам.

Пригодность этих боеприпасов для борьбы с танками ограничена, однако испытания в ряде стран показали, что прямое попадание ОФС в бронетехнику в состоянии вызвать утерю подвижности, и с высокой вероятностью — утерю или значительное снижение огневой мощи. Легкая бронетехника с высокой вероятностью будет полностью уничтожена.

СХЕМА БОЕПРИПАСА

Советские ОФС имеют следующее строение: заряд ВВ размещается в корпусе (3), оснащенном двумя ведущими поясками (4). В носовой части снаряда находится взрыватель (2) с защитным колпачком (1). В хвостовой части находятся 4 сложенных стабилизатора (6), прикрепленные к основанию (7) и удерживаемые в сложенном положении стопорами (5) и пластиковым кольцом (8). Последнее разрушается в процессе выстрела и освобождает стабилизаторы, которые раскрываются по осям вращения (9) и обеспечивают стабильность снаряда на траектории.

Требуемый режим срабатывания (фугасный, осколочно-фугасный или осколочный) задается установкой крана взрывателя в одно из двух положений и наличием или отсутствием защитного колпачка:

Режим ОФ: кран взрывателя в положении «О» (открыт), колпачок установлен. Время срабатывания — 0,01 сек. Это стандартный режим срабатывания, обеспечивающий корректное функционирование снаряда в большинстве случаев, и не требующий никаких специальных подготовительных действий экипажа.

Режим Ф: кран в положении «»З» (закрыт), колпачок установлен. Время срабатывания — 0,1 сек. Этот специальный режим предназначен для повышения заглубления снаряда перед подрывом, для разрушения фортификационных сооружений и поражения живой силы и техники, укрытых земляными брустверами. Для использования снаряда в этом режиме, требуется повернуть кран взрывателя специальным ключом перед заряжанием снаряда.

Режим О: кран взрывателя в положении «О» (открыт), колпачок отсутствует. Время срабатывания — 0,001 сек. Этот специальный режим в основном предназначен для корректного срабатывания снаряда на мягкой почве и топких грунтах на дистанциях менее 3000 м. Из-за чрезвычайной чувствительности снаряда в этом режиме, его запрещается использовать в движении, сквозь защитный чехол орудия, а также во время дождя или града.

Снаряды ОФС используют стандартный метательный заряд (4Ж-40 или 4Ж-52) и имеют н.с. 850 м/с.

2002-2007 Василий Фофанов

Артиллерийский снаряд

Фугасные снаряды в основном предназначаются для стрельбы по небетонированным оборонительным сооружениям: окопам, деревоземляным (ДЗОТам) и деревокаменным огневым точкам, наблюдательным пунктам и т. п. Кроме того, фугасные снаряды крупных калибров могут применяться совместно с бетонобойными снарядами для стрельбы по бетонированным оборонительным сооружениям — долговременным огневым точкам (ДОТам) — главным образом для снятия земляной насыпи с последних. Стрельба на рикошетах фугасными снарядами может с успехом применяться для проделывания проходов в минных полях.

При отсутствии осколочных и осколочно-фугасных снарядов, фугасные снаряды могут применяться для стрельбы по открытым живым целям, а при отсутствии бронебойных снарядов — для стрельбы по танкам. В этих случаях действие фугасных снарядов будет значительно уступать действию заменяемых ими снарядов.

В авиационной артиллерии малокалиберные фугасные и фугасно-трассирующие снаряды применяются для стрельбы по самолетам.

Осколочно-фугасные снаряды в реальной жизни

В конце стоит заметить, что принцип действия ОФС в реальной жизни значительно отличается от того, как они представлены в игре World of Tanks. В реальном бою фугасы в основном используются для поражения живой силы противника, а также небронированной и слабобронированной техники вроде БМП, БМД и БМПТ, для уничтожения фортификационных сооружений. К примеру, во время советско-финской войны танк КВ-2 с гаубичным орудием М-10Т использовался именно для борьбы с вражескими ДОТами и противотанковыми заграждениями. Против хорошо бронированных машин фугасный снаряд совершенно не эффективен, и, вопреки распространённому мифу, ударная волна не поражает людей и взрывоопасное оборудование, находящееся внутри танка.

Помимо этого, реальные ОФС имеют два переключаемых режима: осколочный, когда снаряд моментально подрывается при соприкосновении с твёрдой поверхностью, и фугасный, когда взрыв происходит с задержкой, чтобы дать снаряду возможность сначала войти во внутреннее пространство танка или помещения, а уж потом взорваться.

Таким образом, фугасные снаряды в World of Tanks имеют очень ограниченную область применения, однако могут существенно облегчить игру в определённых ситуациях.

Полубронебойный снаряд

На них, как и на бронебойные снаряды, действует правило «14,3 калибра» — т.е. пробитие будет, если толщина брони в 14,3 раза меньше калибра орудия.

Рикошет возможен, но углы рикошета меньше, чем у бронебойных снарядов — от 0 град до 15 град (но при 11÷15 град его вероятность ниже).

Если рикошет не произошёл, то механика бронепробития аналогична фугасным снарядам — дистанция и угол входа в броню значения не имеют. После пробития снаряд мнгоновенно взводится и взрывается (поэтому сквозных пробитий нет), но при этом фугасный куб отсутсвует.

Пожар на корабле противника вызвать данными снарядами нельзя.

Таким образом, ПББ снаряды могут стабильно наносить большое количество «белого» урона кораблям противника, но если броня многослойная, с повреждением противника могут быть проблемы.

На текущий момент являются особенностью крейсеров Италии.

Взрыватель

Долгое время единственным используемым взрывателем являлся ударный взрыватель, срабатывавший при попадании снаряда в цель.

Ударные взрыватели наиболее просты и надёжны. Большинство взрывателей этого типа возможно выставить на контактный или замедленный режим. В первом случае взрыв происходит при первом касании о препятствие и предназначен для поражения объектов вокруг преграды. Во втором случае снаряд заглубляется в цель и только там происходит детонация — это позволяет эффективно разрушать фортификационные сооружения и здания.

Однако, данный тип взрывателей имеет существенный недостаток — при падении в вязкую среду снаряд может либо вообще не взорваться (с чем связано большое количество неразорвавшихся снарядов на местах бывших боевых действий), либо взорваться слишком поздно, при значительном углублении в среду — поражающий эффект при этом близится к нулю.

Значительным шагом вперёд стала разработка дистанционных взрывателей. Данные взрыватели подрывают боеприпас на определённом удалении от пушки, тем самым обеспечивая принципиально новые возможности применения ОФС. Наиболее значительными являются возможности уничтожения вертолётов из танковых пушек, возможность вести огонь на большую дальность по очень крутым траекториям, а также возможность уничтожения скоплений живой силы противника на открытой местности.

Российские танки Т-80УК и Т-90 оборудуются системой «Айнет», обеспечивающей подрыв ОФС в заданной точке траектории. Установка взрывателя проводится в автоматическом режиме, от наводчика требуется лишь замерить дальность лазерным дальномером. Практика показывает, что расход снарядов на каждую цель при этом уменьшается примерно вдвое.

Примечания

  1. Hoffschmidt E.J. German Aircraft Guns WWI — WWII. — WE Inc. Publishers. Old Greenwich, Conn., 1969
  2. Messung der Druckes in der Stosswellenfront eines detonierenden M-Geschosses. Bericht 6/41 der Technische Akademie der Luftwaffe. Цит. по кн. German Scientific Establishments. Report by Colonel Leslie E. Simon. Mapleton House, Publishers N.Y. January 1947, p. 89
  3. Вместо повсеместно использовавшейся в СССР, Великобритании и США технологии получения корпусов малокалиберных осколочных снарядов мехобработкой сверлением прутковой заготовки.
  4. The DWM Research Establishment, Lubeck.- In: Simon Leslie German Scienfic Establishments. Mapleton House, N.Y. 1947, P. 59
  5. ↑ Пауфлер Г. Н. Разрушающее действие взрывной волны на части самолета и мероприятия по увеличению живучести. Обзоры и переводы немецких трофейных материалов № 8. БНТ МАП, 1947 год.
  6. Peter Borgard (Dusseldorf) The Vulnerability of the Manned Airbotn Weapon System. Part 2 Probability of a Kill. International Defence Revue, 1977, N 5
  7. Williams Anthony G. Rapid Fire: the Development of Automatic Cannon, Heavy Machine Guns and their Ammunition for Armies, Navies and Air Forces. ‒ The Crowood Press, 2003 ISBN 13: 9781840374353 pp. 225-237.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 марта 2016.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 декабря 2016.
  10. Немецкий источник — сайт deutscheluftwaffe.de приводит другую длину гильзы патрона пушки МК 214 А — 425 мм

Конструкция и принцип действия

Устройство бронебойно-фугасного снаряда

По своей конструкции бронебойно-фугасный снаряд в целом схож с обычным фугасным, однако в отличие от последнего имеет корпус со сравнительно тонкими стенками, рассчитанный на пластичную деформацию при встрече с преградой, и всегда только донный взрыватель. Заряд бронебойно-фугасного снаряда состоит из пластичного взрывчатого вещества и при встрече снаряда с преградой «растекается» по поверхности последней. Вопреки расхожему мифу, увеличение угла брони негативно сказывается на пробитии и заброневом действии бронебойно-фугасных снарядов, что можно увидеть, к примеру в документах по испытанию британского 120mm орудия L11.

После «растекания» заряда он подрывается донным взрывателем замедленного действия, создавая давление продуктов взрыва до нескольких десятков тонн на квадратный сантиметр брони, в течение 1—2 микросекунд падающее до атмосферного. В результате этого в броне образуется волна сжатия с плоским фронтом и скоростью распространения около 5000 м/с, при встрече с тыльной поверхностью брони отражающаяся и возвращающаяся как волна растяжения. В результате интерференции волн происходит разрушение тыльной поверхности брони и образование отколов, способных поразить внутреннее оборудование машины или членов экипажа. В некоторых случаях может происходить и сквозное пробитие брони в виде прокола, пролома или выбитой пробки, однако в большинстве случаев оно отсутствует. Помимо этого непосредственного действия, взрыв бронебойно-фугасного снаряда создаёт ударный импульс, действующий на броню танка и способный вывести из строя или сорвать с места внутреннее оборудование, либо нанести травмы членам экипажа.

Эффективность воздействия по бронецелям, в американских документах, оценивается как до 1.3 от калибра.

Сколы с внутренней стороны брони от воздействия на неё бронебойно-фугасных снарядов

Благодаря своему принципу действия, бронебойно-фугасный снаряд эффективен против гомогенной брони и, как и у кумулятивных снарядов, его действие мало зависит от скорости снаряда и, соответственно, дистанции стрельбы. В то же время, действие бронебойно-фугасного снаряда малоэффективно против комбинированной брони, плохо передающей волну взрыва между своими слоями, и практически неэффективно против разнесённой брони. Даже против обычной гомогенной брони эффективность заброневого действия бронебойно-фугасного снаряда может быть значительно снижена или даже сведена на нет установкой противоосколочного подбоя с внутренней стороны брони.

Ещё два недостатка бронебойно-фугасного снаряда вытекают из его конструктивных особенностей. Тонкостенный корпус снаряда вынуждает ограничивать его начальную скорость по сравнению с другими видами боеприпасов, в том числе кумулятивными, до менее чем 800 м/с. Это приводит к снижению настильности траектории и увеличению полётного времени, что резко уменьшает шансы поражения движущихся бронированных целей на реальных дистанциях боя. Второй недостаток связан с тем, что бронебойно-фугасный снаряд, несмотря на значительную массу заряда взрывчатого вещества, обладает сравнительно малым осколочным, так как его корпус имеет тонкие стенки, а его механические свойства рассчитаны прежде всего на деформацию, а не на эффективное образование осколков, как в специализированных осколочно-фугасных или многоцелевых кумулятивных снарядах. Соответственно, недостаточным оказывается действие снарядов против живой силы противника, что рассматривается как серьёзный недостаток бронебойно-кумулятивных снарядов, так как с отказом на подавляющем большинстве западных танков от осколочно-фугасных снарядов, роль последних в борьбе с живой силой ложится на кумулятивные или бронебойно-фугасные снаряды.

Конструкция

Основная статья: Малокалиберный фугасный снаряд

Фугасные снаряды обладают наиболее тонкостенными оболочками, высоким коэффициентом наполнения, высокой относительной массой разрывного заряда и малой относительной массой снаряда.

По конструктивному оформлению фугасные снаряды наземной артиллерии средних калибров бывают цельнокорпусными, с привинтной головкой или ввинтным дном и очком под головной взрыватель, а снаряды крупных калибров — со сплошной головной частью, ввинтным дном и очком под донный взрыватель или с привинтной головкой и ввинтным дном и очком под головной взрыватель.
Снаряды крупных калибров, кроме того, могут иметь два очка: под головной и донный взрыватели; применением двух взрывателей обеспечиваются безотказность действия и полнота разрыва снаряда.

Малокалиберные фугасные снаряды в авиационной артиллерии впервые были применены немцами в 20- и 30-мм авиационных пушках во время Второй мировой войны. Корпус 20-мм снаряда тонкостенный, штампованный, с выдавленными на нём канавками для ведущего пояска и кернения дульца гильзы. Дно корпуса для повышения прочности при выстреле делается полусферической формы. Центрующих утолщений на корпусе нет, и центрование снаряда в канале ствола производится центрующим утолщением на взрывателе и ведущим пояском. Взрыватель соединяется со снарядом при помощи переходной втулки, закрепленной в корпусе.

Необходимая прочность таких снарядов при выстреле достигалась за счет применения корпуса из металла с высокими механическими свойствами[источник не указан 1036 дней] и его термической обработки.

Появление в 1940-х годах в малокалиберной авиационной артиллерии фугасных снарядов объясняется повышенным поражающим действием этих снарядов по сравнению с осколочными ввиду малой чувствительности современных самолетов к поражению осколками[источник не указан 1036 дней]. Поэтому следует считать целесообразным[когда?] всемерное повышение фугасности малокалиберных осколочных снарядов зенитной и авиационной артиллерии.
Применение фугасных снарядов в наземной артиллерии целесообразно лишь в орудиях калибра от 120 мм и выше, так как незначительный вес разрывного заряда снарядов меньшего калибра не обеспечивает разрушения даже самых лёгких полевых укрытий[источник не указан 1036 дней].

История создания

Принцип действия

Внешние изображения

Эффект тонкостенного фугасного снаряда основан на действии импульса давления во фронте ударной волны, образующейся при подрыве разрывного заряда. Для повышения действия ударной волны толщина стенки корпуса снаряда была уменьшена до минимума, обеспечивающего его конструктивную прочность при метании и ведении по каналу ствола. При этом массовая доля разрывного заряда (степень наполнение снаряда) заметно увеличена.

Принципиально новым моментом явилось использование взрывателя замедленного действия, обеспечивающего задержку подрыва. В результате подрыв снаряда происходил не при контакте с обшивкой самолёта, следствием чего являлось бы расходование давления продуктов взрыва вне цели (самолёта). Напротив, использование взрывателя с замедлением позволило достигнуть такого положения, при котором большая часть корпуса снаряда в момент подрыва была заглублена внутрь конструкции самолёта.

В основу разработки фугасного снаряда были положены несколько принципиальных положений, полученных при исследовании процессов детонации и экспериментальных замеров давления во фронте ударной волны. Исследования были выполнены физиком-баллистиком Губертом Шардиным в Технической академии ВВС. Было установлено значительное, в несколько раз, повышение максимального давления во фронте ударной волны при отражении от жёсткой стенки по сравнению с достигаемым в открытой среде. Второе, для достижения максимального эффективности предлагалось доставлять заряд как можно ближе к жёсткой стенке (элементам конструкции самолёта), для чего требовалось обеспечить проникание снаряда за обшивку. Разработка 20-мм патрона с фугасным снарядом была выполнена в 1937-1939 годах фирмой DWM (Любек).

Реализованные технические решения

В новом боеприпасе удалось объединить ряд технических и технологических новшеств того времени:


Германский 30-мм патрон и звенья к пушке MK 108. Показан разрез патрона с тонкостенным фугасным снарядом повышенного наполнения, тип «М». Масса снаряжения (HA 41) 85 грамм достаточна для выведения из строя одноместного цельнометаллического истребителя при единичном попадании.

  • новый принцип поражения элементов конструкции самолета (а не отдельных агрегатов) импульсом давления во фронте ударной волны, а не осколками корпуса снаряда, рассчитанными на поражение уязвимых агрегатов. Усиление действия ударной волны достигалось при множественном отражении от стенок замкнутых отсеков при подрыве снаряда внутри конструкции, т.е. при использовании нового типа взрывателя с задержкой подрыва (а не повсеместно использовавшихся в малокалиберной артиллерии взрывателей мгновенного действия);
  • полученный глубокой вытяжкой тонкостенный корпус снаряда из легированной хромистой стали, упрочнённый токами высокой частоты (ТВЧ), что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда (наполнение) до 20 процентов по сравнению с 4-6 процентами у снарядов осколочного типа;
  • мощное взрывчатое вещество на основе металлизованного тэна под маркой Pentrit A, которое в 1942 году было заменено составом HA 41 на основе гексогена (гексоген-алюминиевая пудра), последний характеризовался увеличенным фугасным и зажигательным действием;
  • взрыватель с детонатором замедленного действия на газодинамическом принципе (Sprengkapsel Duplex), индекс VC (от нем. Verzögerung с задержкой). Задержка обеспечивалась использованием схемы двух капсюлей-воспламенителей. При наколе верхнего капсюля луч огня попадал на нижний лучевой капсюль по кольцевому каналу, проходящему по окружности элемента-замедлителя. Воспламенение нижнего капсюля инициировало капсюль детонатор и подрыв разрывного заряда. Обеспечивал возможность разрыва фугасного снаряда во внутренних отсеках конструкции самолёта. По имеющимся данным задержка срабатывания детонатора составляла 120 мкс. Эта сложная для своего времени задача была решена в расчёте на тонкие обшивки самолётов истребителей 1940-х годов (дюралевые толщиной 0,8-1,2 мм и фанерные толщиной 3-5 мм) и реально обеспечивала возможность разрыва фугасного снаряда внутри конструкции самолёта, не рассчитанной на приложение избыточного давления/

Бронебойный снаряд

Механика пробития и нанесения урона бронебойным снарядом в World of Warships во многом похожа на механику этих же снарядов в World of Tanks, однако в кораблях есть существенное отличие, которое стоит отметить.

В танках механика пробития и нанесения урона ББ крайне проста: при встрече снаряда с бронёй вычисляется угол и приведённая толщина брони, а затем система оповещает нас, что произошло пробитие/непробитие или же вовсе рикошет. Если произошло пробитие брони, то по формуле вычисляется нанесённый урон.

В кораблях же вычисление пробития брони тоже довольно похоже, однако нанесенный урон может быть в десятки раз ниже номинального. Почему?
А всё потому, что корабли скомпонованы менее плотно, чем танки, соответственно, не каждое пробитие способно нанести куда-либо гарантированный урон по жизненно важным модулям. Для этого в корабельных бронебойных снарядах был придуман взрыватель.

Анимация механики пробития и нанесения урона бронебойным снарядом.

Взрыватель — это такое устройство, которое позволяет снаряду взорваться не в момент соприкосновения с бронёй, а через некоторое количество времени, которое установлено на таймере взрывателя. Это сделано для того, чтобы снаряд мог нанести максимальное количество урона внутри корабля, а не взорваться снаружи и не принести кораблю никакого вреда.

Рассмотрим ситуацию на примере линкора Iowa.

…взрыватель Mk-21 взводился при ударе снаряда о броню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд пороха (297 кг) обеспечивал ему начальную скорость 762 м/с…

То есть, если прибегнуть к несложным вычислениям, то можно заключить, что:

  • Взрыватель взводился, если броня превышала толщину 37 мм, иначе взрыватель не срабатывал.
  • Взрыватель детонировал лишь спустя 0.033 секунды после того, как снаряд ударится о броню (учитывая условия с 37 мм!). Это означает, что снаряд пролетит ещё 25 метров, прежде чем взорваться.

Из этого можно было сделать 2 очень важных вывода:

Во-первых, нецелесообразно использовать бронебойный снаряды, если известно, что взрыватель не сработает при столкновении с броней и снаряд просто прошьёт корабль насквозь, не нанеся ему никакого вреда, так как из-за малой толщины брони взрыватель попросту не сработал и снаряд, можно сказать, «даже не почувствовал» никакой преграды.

И во-вторых, важно учитывать тот факт, что даже если броня корабля достаточна для того, чтобы взрыватель сработал… Взорвётся ли снаряд внутри корабля, а не пролетит за эти 0.033 секунды полость корабля, вылетит с другой стороны и взорвётся уже за пределами корабля? Ведь возможен и такой вариант, что ширина корабля будет менее тех 25 метров, которые снаряд пролетает за 0.033 секунды со скоростью 762 м/с

В этом случае снаряд также не причинит никакого вреда кораблю, по которому был произведён выстрел.

Поэтому игрок всегда должен помнить и брать во внимание то, что не всегда чрезмерное пробитие гарантирует нанесение максимального урона кораблю

Это главное — и самое важное отличие в механике бронебойных снарядов в World of Warships от механики пробития бронебойных снарядов в World of Tanks.. Также очень важным аспектом пробития снарядом брони является такой показатель, как угол входа снаряда в броню

Также очень важным аспектом пробития снарядом брони является такой показатель, как угол входа снаряда в броню.

При этом потеря боеспособности эсминца от попадания ББ снаряда калибром 280 мм и выше под острым углом не превышает 10% максимально возможного урона данного снаряда, за исключением «Хабаровска» и Harugumo.

Эффективность поражающего действия

Внешние изображения

Появление на советско-германском фронте 20-мм фугасного снаряда к авиапушкам MG FFM и MG 151/20 резко изменило ситуацию и впервые поставило вопрос о живучести конструкции самолёта. Самолёты-истребители деревянной и смешанной конструкции при поражении 20-мм фугасным снарядом не обладали достаточной конструктивной живучестью: при поражении данным боеприпасом происходила потеря несущей способности и полное разрушение поражённых элементов. Как результат, необходимое для вывода из строя число попаданий по одноместному истребителю не превышало одного — двух. Иными словами, при попадании фугасного снаряда в киль или плоскость, самолёт лишался этих элементов. Как следствие, поражённый фугасным снарядом самолёт немедленно лишался возможности управляемого полёта.

По самолётам цельнометаллической конструкции столь же эффективно работал 30-мм фугасный снаряд пушки MK 108. Один фугасный снаряд пушки MK 108 выводил из строя одноместные поршневые истребители и реактивные истребители при попадании в любую часть конструкции самолёта. Подрыв 30-мм снаряда в крыле «Летающей крепости» образовывал пробоину размером 100×175 см, и срывал металлическую обшивку по длине 2 м задней части фюзеляжа самолёта «Мустанг». По данным германского испытательного центра Rechlin (E-Stelle Rechlin), при атаке тяжёлых бомбардировщиков B-17 или B-24 необходимое число попаданий 30-мм фугасного снаряда пушки MK 108 составляло пять (или критичная по живучести конструкции масса детонирующего ВВ — 425 г).

Сравнительные характеристики патронов авиапушек с фугасным снарядом
Характеристики 2-cm M.-Gesch 3-cm M.-Gesch* 3-cm M.-Gesch/MK-103 5-cm M.Gr./MK-214A
Оружие MG 151/20 MK 108 MK 103 MK-214A
Калибр 20 мм 30 мм 30 мм 50 мм
Патрон 20×82 мм 30×90 мм 30×184 мм 50×419 мм
Масса патрона, г 183 475 980 3800
Масса снаряда, г 92 330 +/- 8 г 330 1100
Масса метательного заряда, г 20,0 30,0 110+4 920
Масса ВВ, г 18,7 85 90-100

350

Наполнение, % 20 25,8 27 32
Начальная скорость, м/с 805 525 920 930
Темп стрельбы, выстр/мин 650 650 440 150
Материал гильзы сталь сталь латунь,сталь латунь

Примечания: * на вооружении с июня 1944 года

Конструкция

Фугасные снаряды обладают наиболее тонкостенными оболочками, высоким коэффициентом наполнения, высокой относительной массой разрывного заряда и малой относительной массой снаряда.

По конструктивному оформлению фугасные снаряды наземной артиллерии средних калибров бывают цельнокорпусными, с привинтной головкой или ввинтным дном и очком под головной взрыватель, а снаряды крупных калибров — со сплошной головной частью, ввинтным дном и очком под донный взрыватель или с привинтной головкой и ввинтным дном и очком под головной взрыватель.
Снаряды крупных калибров, кроме того, могут иметь два очка: под головной и донный взрыватели; применением двух взрывателей обеспечиваются безотказность действия и полнота разрыва снаряда.

Малокалиберные фугасные снаряды в авиационной артиллерии впервые были применены немцами в 20- и 30-мм авиационных пушках во время Второй мировой войны. Корпус 20-мм снаряда тонкостенный, штампованный, с выдавленными на нём канавками для ведущего пояска и кернения дульца гильзы. Дно корпуса для повышения прочности при выстреле делается полусферической формы. Центрующих утолщений на корпусе нет, и центрование снаряда в канале ствола производится центрующим утолщением на взрывателе и ведущим пояском. Взрыватель соединяется со снарядом при помощи переходной втулки, закрепленной в корпусе.

Необходимая прочность таких снарядов при выстреле достигалась за счет применения корпуса из металла с высокими механическими свойствами[источник не указан 1036 дней] и его термической обработки.

Появление в 1940-х годах в малокалиберной авиационной артиллерии фугасных снарядов объясняется повышенным поражающим действием этих снарядов по сравнению с осколочными ввиду малой чувствительности современных самолетов к поражению осколками[источник не указан 1036 дней]. Поэтому следует считать целесообразным[когда?] всемерное повышение фугасности малокалиберных осколочных снарядов зенитной и авиационной артиллерии.
Применение фугасных снарядов в наземной артиллерии целесообразно лишь в орудиях калибра от 120 мм и выше, так как незначительный вес разрывного заряда снарядов меньшего калибра не обеспечивает разрушения даже самых лёгких полевых укрытий[источник не указан 1036 дней].

Чем отличается фугасный заряд от фугасного снаряда

Следует сразу сказать, что артиллерийский снаряд, мина или авиационная бомба – это устройство боеприпаса, которые могут отличаться принципом воздействия, назначением и сферой применения. Однако во всех перечисленных боеприпасах заложен один единый принцип — фугасное действие, т.е. поражающий эффект. Фугасными могут быть как мины, так и снаряды. Любой боеприпас, который содержит взрывчатое вещество, является фугасным. Это может быть либо бетонобойный, либо осколочно-фугасный снаряд или противотанковые боеприпасы с комбинированным действием.

Фугас в действии

Фугасный заряд – это инженерный термин, характеризующий определенное количество взрывчатого вещества, используемого для подрыва. Взрывная волна в данном случае является основным поражающим эффектом. Вторичными поражающими факторами при взрыве фугаса являются продукты взрыва. Подрыв взрывчатки может быть прямого и непрямого действия. Как правило, для приведения в действие фугасного заряда используется электрический разряд, химическая реакция, огневой способ или механическое воздействие. Электрическая искра, огнепроводной шнур являются основными средствами детонации стационарного фугасного заряда, тогда как ударный механизм, зажигательная трубка становятся детонаторами боеприпасов направленного действия. Взрывчатка, заключенная в корпус или емкость представляет собой уже определенный тип боеприпаса, готовый к применению. Фугасный снаряд и авиабомба являются основным боеприпасом артиллерийских систем и авиации, мина является основным огневым инженерно-техническим средством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector