Объект 777 вариант ii на супертесте world of tanks
Замена новому танку
Опыт разработки тяжёлых танков ИС-4 и ИС-7 выявил один крайне неприятный факт: какой бы совершенной ни была техника, выход её боевой массы за пределы 50 тонн становится путём в никуда. Причин тому, что ИС-7 в серию не пошёл, несколько, но боевая масса почти в 70 тонн в этом списке далеко не последняя. В итоге от серийного производства ИС-7 отказались. Вместо него совместными усилиями СКБ-2 ЧКЗ (г. Челябинск) и НИИ-100 (г. Ленинград) весной 1949 года был разработан танк 50-тонного класса, который впитал в себя наиболее прогрессивные наработки по ИС-4 и ИС-7. Заводское обозначение у машины было Объект 730, изначально она носила индекс ИС-5, улучшенная версия получила индекс ИС-8, а в серию она пошла под обозначением Т-10.
Да, Т-10 был менее защищён и обладал худшей, по сравнению с ИС-7, пушкой, зато с принятием на вооружение у этой машины, созданной для замены ИС-2 и ИС-3, особых проблем не возникло, что и произошло 15 декабря 1953 года.
Между тем, ещё когда ИС-8 проходил программу испытаний, уже возникли разговоры о том, что пора этому танку создавать замену. Такая постановка вопроса многих удивит, но в ней нет ничего странного. Вторая половина 40-х, да и все 50-е годы были временем стремительного взлёта в развитии танкостроения. Дополнительно подстегнула танкостроителей война в Корее, наглядно показавшая, что паузы в развитии танков не предвидится.
Пока за рубежом создавали боевые машины, способные бороться с ИС-3, столь поразившим западных военных на параде в Берлине в сентябре 1945 года, в СССР успело смениться два поколения тяжёлых танков. С этой точки зрения, возможно, было бы правильным пустить по Красной площади несколько прототипов ИС-7: подобная демонстрация могла бы стать настоящей бомбой и спровоцировать Запад на создание ответных бронированных чудовищ. Но об информационной войне такого рода тогда особо не думали, ведь армии требовались «настоящие» боевые машины.
Продольный и поперечный разрезы тяжёлого танка Объект 752, 1953 год
Не стояли на месте и артиллеристы. По ряду причин ИС-8 получил в качестве основного вооружения 122-м пушку Д-25Т, которая не устраивала военных уже в начале 1944 года. Кроме того, советская разведка внимательно следила за последними достижениями вероятного противника, и особенно за созданием тяжёлого танка T43 (будущий M103 Heavy Tank). Одним словом, разработка преемника ИС-8 была насущной необходимостью.
Работы по созданию нового тяжёлого танка были инициированы Министерством транспортного машиностроения в конце июня 1952 года. В качестве разработчика было выбрано СКБ-2 ЧКЗ под руководством М. Ф. Балжи. С февраля 1953 года его сменил П. П. Исаков. Первые эскизные наработки по новому танку были готовы в конце 1952 года, а в июне 1953, спустя год после получения задания, СКБ-2 представило проект в готовом виде. Точнее, речь шла уже о проектах, поскольку в ходе разработки он разделился на два варианта. Первый, объект 752, прорабатывался в весовых параметрах ИС-3, а второй вариант, получивший обозначение Объект 777, был выполнен в весовых параметрах ИС-8.
Корпус Объекта 752 изготовлялся методом литья с вваркой днища и крыши
При разработке Объектов 777 и 752 была создана новая концепция бронезащиты, ставшая заметной вехой в мировом танкостроении. Применительно к этим танкам дифференцированное бронирование корпуса означало не просто установку листов разной толщины. Сами отдельные листы имели очень серьёзные перепады толщины, благодаря чему удалось достичь запредельных для того времени характеристик при сохранении массы конструкции в пределах заданных параметров.