Ис-3
Содержание:
Ссылки
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-26 • II Тетрарх • III БТ-7 • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III Т-127 • III Т-46 • IV А-20 • IV Валентайн II |
Средние танки | IV А-32 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 • VI Т-34-85 • VI T-34-85_Victory • VII КВ-13 • VII T-34-85_Rudy • VII Т-43 • VIII Т-44 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII IS-6_Fearless • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • IX Т-10 • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76М • IV СУ-85А • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII СУ-101 • IX Object_704 • IX СУ-122-54 • X Object263 • X Объект 268 |
Тяжёлые танки
Техника СССР | V Черчилль III • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII IS-6_Fearless • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • IX Т-10 • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 |
Техника Германии | IV Pz.Kpfw. B2 740 (f) • IV Durchbruchswagen 2 • V VK 30.01 (H) • VI VK 36.01 (H) • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VII S01_Frankentank • VIII Löwe • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Maus |
Техника США | V T14 • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII T29 • VIII T32 • VIII T34 • VIII T34_hvy_Freedom • IX M103 • X T110E5 |
Использовался
- СССР
- Египет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год
- Израиль — трофейные египетские, захваченные в ходе Шестидневной войны, использовались до начала 70-х годов, а также во время Войны Судного дня.
- Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год
- Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год
- КНДР — В 60-е годы в двух танковых дивизиях имелось по одному полку тяжёлых танков.
- Польша — 2 танка.
- Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год
- Чехословакия — 1 танк.
Оценка машины
Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс, особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и так далее. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».
В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.
Примечания
- ↑
- Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. Стр. 247
- Министерство Союза ССР. Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-3. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1955.
- А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 106. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 55.
- , с. 669.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 49.
- М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 56.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 104. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 71. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 69. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑
- Тим Бин, Уилл Фаулер. Советские танки Второй мировой войны. Бронированный кулак Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 176 с. — (Иллюстрированная история войн XX века).
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — С. 245. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
- Дэвид Портер. Вторая Мировая — Стальной вал с Востока: Советские бронетанковые войска 1939-1945. — М.: Эксмо, 2011. — 192 с.
-
(недоступная ссылка). Дата обращения 12 июля 2015.
- Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 268. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.
- А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 138. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- ↑ А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 139. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
- Израильские танки в бою (2012). Михаил Барятинский. стр. 21
-
. Дата обращения 1 июля 2014.
-
. Дата обращения 1 июля 2014.
-
. Дата обращения 1 июля 2014.
Эксплуатация
В связи с низкой надёжностью трансмиссии, низкой проходимостью и маневренностью, эксплуатация танков ИС-4 в войсковых частях была непродолжительной и нерегулярной. В конце 1947 г., 4 ед. поступили в Челябинское танко-техническое училище и 4 ед. в 30-й учебный танковый полк (г. Челябинск). Остальные машины выпуска 1947 г. и большая часть выпуска 1948 г. были поставлены на хранение на 22-й базе резерва.[источник не указан 985 дней]
Небольшое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжёлых танко-самоходных полков 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа, где они находились до начала 1960-х гг., а затем были отправлены в Забайкалье и Приморье, где были поставлены на долговременное хранение. Предполагалось их использование в качестве долговременных огневых точек в укрепрайонах в случае возникновения военного конфликта на границе с КНР.[источник не указан 985 дней]
А вот и скриншот несоответствий
Вот он. Схема с Бронесайта. —Chainsaw 16:01, 11 октября 2011 (UTC)
- Даже Броне-сайту не всегда можно верить 🙂 На самом деле (если разговор о башне) я не вижу особых заметных проблем. Тем более, что 3Д модель лучше сравнивать с живыми фото. Куда более заметна проблема с носовой частью корпуса. —В. Чобиток 22:36, 11 октября 2011 (UTC)
- Со лбом проблему я заметил как раз после сравнения со схемой. А башня в игре ниже и похожа на блин, вследствие чего, вкупе с неправильным лбом, мехвод не пролезет через люк, а если и пролезет, то ударится на марше об пушку. Во всяком случае на Бронесайте нет такого бреда как это :). О, я же совсем забыл, что у меня и сравнение с реальными фото есть.
- ИС-3 в игре
- ИС-3 в жизни
Как видно, башня сильно отличается, да еще и лоб все портит…
—Chainsaw 13:52, 12 октября 2011 (UTC)
- Ваши иллюстрации следует переделать. На танке со скриншота нанесены непонятные обозначения, которые долго не давали понять, что хочет продемонстрировать автор, пока не дошло, что эти обозначения не имеют отношения к тому, что иллюстрирует автор.
- На иллюстрациях надо явно показывать обозначениями проблемные места. Примеры: Файл:T54error2.jpg, Файл:Errors Т-44 1.jpg.
- Сгибы на лобовой броне есть. Точно. На реальных машинах в этом месте нет ни сгибов, ни стыков брони. —В. Чобиток 16:20, 12 октября 2011 (UTC)
- 3) Стыки брони есть, сгибов в жизни нет. В игре нет сгибов, есть швы. Вот здесь можно разглядеть шов —Chainsaw 18:05, 12 октября 2011 (UTC)
- Вы там видите то, чего нет. А в игре сгиб в наличии, Вы его не видите точно так же, как видите стык на реальной машине. —В. Чобиток 18:45, 12 октября 2011 (UTC)
- Давайте посмотрим сюда:
Имеем две поверхности на верхнем изображении обозначенные стрелками 1 и 2. На нижнем изображении танк довернут — верхняя часть поверхности 2 превратилась в линию, а поверхность 1 видна. О чем это говорит? Поверхности 1 и 2 не лежат в одной плоскости. | |
Аналогично. Поверхность 1 превратилась в линию, поверхность 2 видна. Вывод тот же: 1 и 2 не лежат в одной плоскости. |
Неужели Вам самому трудно повертеть танк в ангаре и внимательно посмотреть что происходит с его носом? —В. Чобиток 19:27, 12 октября 2011 (UTC)
Хм, ну я имел ввиду именно то место, где в игре видны сгибы. Я имел ввиду, что там нет сгибов, то есть угол наклона там не меньший.—Chainsaw 19:40, 12 октября 2011 (UTC)
По-моему на этом рисунке предельно понятно показано, какие сгибы «имеются ввиду». Они в игре есть, на реальной машине их нет. —В
Чобиток 21:53, 12 октября 2011 (UTC)
оставлю что здесь —Agof 13:33, 24 сентября 2012 (UTC)
Несоответствие в углах конечно есть, но это сделано только для того, что бы игроки знали где экран с борта у ис-3, а раз это экран, то DMG по танку он не пропустит, даже пусть он стоял бы под прямым углом
Спрашивается-Какая тогда разница? Я лично считаю это неважной мелочью и во внимание не беру)
Такое ощущение, что Вы не читали обсуждение, которое комментируете. Обозначенные на этом рисунке красным сгибы на лобовой броне не имеют никакого отношения к бортовым экранам
—В
Чобиток 15:33, 14 августа 2013 (UTC)
Оценка машины=
Оценка ИС-3
- Воин — за мощное бронебойное орудие с большим разовым уроном.
- Защитник — за неплохую динамику, позволяющую достаточно быстро приехать и сбить захват
- Стальная стена — за отличные углы наклона брони со всех сторон, и в частности, за практически непробиваемую башню
- Медаль Колобанова — за отличное орудие, броню, и неплохую динамику, обеспечивающих возможность противостоять большому количеству противников.
- Медаль Бийота — за способность сражаться даже с поврежденными модулями и членами экипажа
- Зверобой — за отличную способность сражаться с немецкими танками
- Живучий — за углы наклона брони со всех сторон и практически непробиваемую башню
- Коса cмерти — за большой разовый урон ( ~400 хп)
- Бронебойщик — за отличное пробитие топового орудия
- Неуязвимый — за практически непробиваемую башню
Экипаж и оборудование
Доработал соответствующие разделы на основе своего опыта игры на данном танке. Комментарии и замечания приветствуются!—Distructor 11:26, 1 сентября 2012 (UTC)
- Люц катал на рогах, Кириллоид и Поверслайд на оптике, Инспарер на приводах, Страйк, вцелом, плохо отзывался о вентеле. Некотрые вместо огнетушителя возят регулятор оборотов бензин или доппаёк. Возможно, стоит отразить эти нюансы. Мастер на все руки тоже спорный выбор. HellQwer:ru (обсуждение) 19:17, 29 апреля 2014 (UTC)
- Они их возят в командный бой. Под каждую карту своя сборка. К рандому никак не относится. Slavyanist (обсуждение) 19:38, 29 апреля 2014 (UTC)
- Эти наборы взяты со стримов именно рандома. HellQwer:ru (обсуждение) 16:43, 26 февраля 2015 (UTC)
- Они их возят в командный бой. Под каждую карту своя сборка. К рандому никак не относится. Slavyanist (обсуждение) 19:38, 29 апреля 2014 (UTC)
Тест первый. ИС-3 против ИС.
Пробитие ИС-3 из 122мм пушки в лоб.
Такая позиция в игре встречается очень часто. Стоим в кустах или за укрытием и вдруг замечаем ИС-3, стоящего к нам лицом. Куда бить? Без паники! Смотрим скрины и читаем пояснения. Забегая вперед скажу, что пробить ИС-3 в лоб можно, но надо лишь знать куда. Башню пробить очень сложно, поэтому лучше целиться в корпус, а точнее в нижний бронелист.
Первый выстрел пришелся на стык бронелистов и снаряд не пробил нашу броню. Второй снаряд попал в нижний бронелист и нанес танку урон в размере 350 HP, хотя в том месте у нас 110мм брони. Как это выглядело со стороны стреляющего:
После еще парочки неудачных выстрелов, удалось нанести урон и в верхний бронелист ИС-3 в размере 335HP:
После этого мы поставили танк ромбом по отношению к противнику, так как показано на скриншоте ниже:
И что вы думаете? Первый же выстрел пробил наш ИС-3 в бронелист над левой гусеницей и нанес сужественный урон в размере 414HP!
Как это выглядело со стороны стреляющего ИС со 122 мм пушкой:
Затем из этого же положения ромбом последовал выстрел в нижний бронелист, который отнял оставшиеся 401 HP и добил танк.
Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки в борт.
С бортами все гораздо проще. Здесь мы наносим регулярные пробития практически везде, поэтому покажем лишь один скриншот.
Наша хваленая башня получила два попадания по крышке с общим уроном в 673 HP.
Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки в корму.
Традиционно самое слабое место всех танков — задняя часть. С корпусом все ясно — пробивается на ура, а вот башня показала очень хорошие результаты, выдержав два попадания с расстояния 40 метров! Добили танк выстрелом в бак.
Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки под наклоном.
Очень часто вижу в игре такую ситуацию — игрок, пытаясь завалить врага выезжает на своем танке с горки, тем самым открывая все свои слабо защищенные люки на крыше башни, а так же другие слабые места. Да, нижний бронелист закрыт полностью, однако угол попадания снарядов по вам становится практически прямым, тем самым облегчая пробитие вашего танка. Понятнее станет на скриншоте:
В итоге получили 4 попадания прямо по лобовой броне корпуса:
- Первый выстрел отнял 378HP.
- Второй — 425HP.
- Третий, рекорд из серии — 476 HP.
- Ну и четвертый добил остаток — 221 HP.
Эксплуатация и боевое применение
ИС-3М и M-47 в израильском Музее Армии обороны Израиля.
Советская армия
Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны (первые 207 танков были отправлены с завода в войска только в июне 1945 года), но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Рабоче-крестьянской Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.
В 1980-е годы ИС-3 использовался в запасных танковых дивизиях в Забайкальском военном округе. В частности 80-я запасная танковая дивизия ЗабВО имела на вооружении 270 танков ИС-3М.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах.
В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3. По заявлениям Михаила Барятинского всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. Встречаются и более низкие оценки потерь ИС-3, например, в одном из американских источников указано что в ходе войны было подбито лишь 16 танков ИС-3, ещё 30 машин были брошены экипажами в исправном состоянии.
К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет. Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.
XXI век
Танк, снятый с постамента в Константиновке Донецкой области. Перевезён в Киев на «временное хранение».
В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих членов вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. В июле оставленный вооружёнными формированиями ДНР танк был захвачен украинскими вооружёнными формированиями после занятия Константиновки. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.
В 2014—2015 годах Московский монетный двор отчеканил серию жетонов посвящённых вооружённым формированиям Донбасса, один из них — «2 войны ИС-3» посвящён бою у села Ульяновка.
ИС 3
Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название «Кировец-1» была начата летом 1944 года.
Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.
Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище «Щука».
Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места — выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.
Боевое применение
Наблюдение за боевым применением и эксплуатацией новых танков было поручено инженер-майору А. И. Шамину, старшему помощнику начальника испытательного отдела НИБТ Полигона, автору руководства по войсковому ремонту танка КВ-1, которого направили в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, куда Шамин прибыл 5 февраля 1944 года. Тяжелые танки использовались как таран, для прорыва обороны противника. В первом же бою под Лисянкой 19 февраля, в котором из-за технических неполадок смогло участвовать только 5 танков ИС-1 из 10 выдвинувшихся на позиции, выяснилось, что 75 мм орудие Пантеры пробивает лобовую броню танка, рассчитанную на попадание из 88 мм, но более короткоствольных орудий танка Тигр-I. Все 5 танков были потеряны, из них 2 сгорело и 3 были подбиты, причем дважды был поражен люк механика-водителя. Во втором сражении, при наступлении на город Умань танки ИС-1 попали под огонь замаскированных 88 мм зенитных орудий c дистанции 600 — 800 м, но в целом лобовая броня танков выдержала попадания, хотя имелись случаи появления трещин. После взятия Умани оставшиеся 5 танков ИС направились к городу Бельцы, но остановились из-за технических неполадок.
Шамин составил отчет, в котором основным выводом было то, что ИС-1 не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника. Этот отчет не повлиял на судьбу танка ИС-1 поскольку к этому моменту уже фактически было принято решение о замене его более успешным танком ИС-2, однако отчет серьезно повлиял на дальнейшее развитие семейства танков ИС. Кроме недостаточной мощности орудия и недостаточного бронирования указывалось на многочисленные технические проблемы, связанные с конструкцией танка.
Оставшиеся танки ИС-1 использовались в качестве командирских машин, либо сводились в 1-й гвардейский танковый полк, который участвовал в Львовско-Сандомирской операции, а в последний раз массово применил эти танки в Восточно-Карпатской операции в сентябре — октябре 1944 года.
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Основная статья: ИСУ-152
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.
«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.