Ис-3

Ссылки

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-26 • II Тетрарх  • III БТ-7 • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III Т-127  • III Т-46 • IV А-20 • IV Валентайн II 
Средние танки IV А-32  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 • VI Т-34-85 • VI T-34-85_Victory  • VII КВ-13 • VII T-34-85_Rudy  • VII Т-43 • VIII Т-44 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII IS-6_Fearless  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • IX Т-10 • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76М • IV СУ-85А • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII СУ-101 • IX Object_704 • IX СУ-122-54 • X Object263 • X Объект 268

Тяжёлые танки

Техника СССР V Черчилль III  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII IS-6_Fearless  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • IX Т-10 • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7
Техника Германии IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • V VK 30.01 (H) • VI VK 36.01 (H) • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VII S01_Frankentank  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Maus
Техника США V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII T29 • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34_hvy_Freedom  • IX M103 • X T110E5

Использовался

  •  СССР
  •  Египет — 50 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлены из СССР в период с 1962 по 1967 год
  •  Израиль — трофейные египетские, захваченные в ходе Шестидневной войны, использовались до начала 70-х годов, а также во время Войны Судного дня.
  •  Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1961 год
  •  Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1955 по 1958 год
  •  КНДР — В 60-е годы в двух танковых дивизиях имелось по одному полку тяжёлых танков.
  •  Польша — 2 танка.
  •  Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены из СССР в период с 1959 по 1960 год
  •  Чехословакия — 1 танк.

Оценка машины

Несмотря на множество технических новшеств и явный прогресс, особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим «танком-предшественником» ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, многие из которых были унаследованы от всё того же ИС-2. Уже в начале 1946 года была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, которая выявила целый ряд проблем — выход из строя двигателя, ненадёжная работа коробки передач, проблемы элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и так далее. Основной причиной столь многочисленных проблем можно считать тот факт, что ИС-3, проектировавшийся в ходе Великой Отечественной войны, оставался по сути «продукцией особого периода». Потребности фронта диктовали жёсткие временные рамки работ, поэтому детальную проработку проекта нового танка провести физически не успели. Многие технические решения, в том числе и не самые удачные, были в готовом виде заимствованы у ИС-2, а новые узлы зачастую не успевали окончательно «довести до ума».

В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако танки так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.

Примечания

  1. Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. Стр. 247
  2. Министерство Союза ССР. Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-3. — Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1955.
  3. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 106. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  4. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 55.
  5. , с. 669.
  6. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 49.
  7. М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2008. — № 9. — С. 56.
  8. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 104. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  9. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 71. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  10. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 69. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  11. Тим Бин, Уилл Фаулер. Советские танки Второй мировой войны. Бронированный кулак Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 176 с. — (Иллюстрированная история войн XX века).
  12. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — С. 245. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
  13. Дэвид Портер. Вторая Мировая — Стальной вал с Востока: Советские бронетанковые войска 1939-1945. — М.: Эксмо, 2011. — 192 с.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 июля 2015.

  15. Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 268. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  16. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 138. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  17. А. Чубачин. Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М / И. Мощанский. — М.: БТВ-Книга, 2007. — С. 139. — 140 с. — (Бронетанковый музей № 15). — 1000 экз.
  18. Израильские танки в бою (2012). Михаил Барятинский. стр. 21
  19. . Дата обращения 1 июля 2014.

  20. . Дата обращения 1 июля 2014.

  21. . Дата обращения 1 июля 2014.

Эксплуатация

В связи с низкой надёжностью трансмиссии, низкой проходимостью и маневренностью, эксплуатация танков ИС-4 в войсковых частях была непродолжительной и нерегулярной. В конце 1947 г., 4 ед. поступили в Челябинское танко-техническое училище и 4 ед. в 30-й учебный танковый полк (г. Челябинск). Остальные машины выпуска 1947 г. и большая часть выпуска 1948 г. были поставлены на хранение на 22-й базе резерва.[источник не указан 985 дней]

Небольшое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжёлых танко-самоходных полков 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа, где они находились до начала 1960-х гг., а затем были отправлены в Забайкалье и Приморье, где были поставлены на долговременное хранение. Предполагалось их использование в качестве долговременных огневых точек в укрепрайонах в случае возникновения военного конфликта на границе с КНР.[источник не указан 985 дней]

А вот и скриншот несоответствий

Вот он. Схема с Бронесайта. —Chainsaw 16:01, 11 октября 2011 (UTC)

Даже Броне-сайту не всегда можно верить 🙂 На самом деле (если разговор о башне) я не вижу особых заметных проблем. Тем более, что 3Д модель лучше сравнивать с живыми фото. Куда более заметна проблема с носовой частью корпуса. —В. Чобиток 22:36, 11 октября 2011 (UTC)

Со лбом проблему я заметил как раз после сравнения со схемой. А башня в игре ниже и похожа на блин, вследствие чего, вкупе с неправильным лбом, мехвод не пролезет через люк, а если и пролезет, то ударится на марше об пушку. Во всяком случае на Бронесайте нет такого бреда как это :). О, я же совсем забыл, что у меня и сравнение с реальными фото есть.
  • ИС-3 в игре
  • ИС-3 в жизни

Как видно, башня сильно отличается, да еще и лоб все портит…

—Chainsaw 13:52, 12 октября 2011 (UTC)

  1. Ваши иллюстрации следует переделать. На танке со скриншота нанесены непонятные обозначения, которые долго не давали понять, что хочет продемонстрировать автор, пока не дошло, что эти обозначения не имеют отношения к тому, что иллюстрирует автор.
  2. На иллюстрациях надо явно показывать обозначениями проблемные места. Примеры: Файл:T54error2.jpg, Файл:Errors Т-44 1.jpg.
  3. Сгибы на лобовой броне есть. Точно. На реальных машинах в этом месте нет ни сгибов, ни стыков брони. —В. Чобиток 16:20, 12 октября 2011 (UTC)
3) Стыки брони есть, сгибов в жизни нет. В игре нет сгибов, есть швы. Вот здесь можно разглядеть шов —Chainsaw 18:05, 12 октября 2011 (UTC)

Вы там видите то, чего нет. А в игре сгиб в наличии, Вы его не видите точно так же, как видите стык на реальной машине. —В. Чобиток 18:45, 12 октября 2011 (UTC)
Давайте посмотрим сюда:
Имеем две поверхности на верхнем изображении обозначенные стрелками 1 и 2. На нижнем изображении танк довернут — верхняя часть поверхности 2 превратилась в линию, а поверхность 1 видна. О чем это говорит? Поверхности 1 и 2 не лежат в одной плоскости.
Аналогично. Поверхность 1 превратилась в линию, поверхность 2 видна. Вывод тот же: 1 и 2 не лежат в одной плоскости.

Неужели Вам самому трудно повертеть танк в ангаре и внимательно посмотреть что происходит с его носом? —В. Чобиток 19:27, 12 октября 2011 (UTC)
Хм, ну я имел ввиду именно то место, где в игре видны сгибы. Я имел ввиду, что там нет сгибов, то есть угол наклона там не меньший.—Chainsaw 19:40, 12 октября 2011 (UTC)
По-моему на этом рисунке предельно понятно показано, какие сгибы «имеются ввиду». Они в игре есть, на реальной машине их нет. —В

Чобиток 21:53, 12 октября 2011 (UTC)

оставлю что здесь —Agof 13:33, 24 сентября 2012 (UTC)
Несоответствие в углах конечно есть, но это сделано только для того, что бы игроки знали где экран с борта у ис-3, а раз это экран, то DMG по танку он не пропустит, даже пусть он стоял бы под прямым углом
Спрашивается-Какая тогда разница? Я лично считаю это неважной мелочью и во внимание не беру)
Такое ощущение, что Вы не читали обсуждение, которое комментируете. Обозначенные на этом рисунке красным сгибы на лобовой броне не имеют никакого отношения к бортовым экранам
—В

Чобиток 15:33, 14 августа 2013 (UTC)

Оценка машины=

Оценка ИС-3

  • Воин — за мощное бронебойное орудие с большим разовым уроном.
  • Защитник — за неплохую динамику, позволяющую достаточно быстро приехать и сбить захват
  • Стальная стена — за отличные углы наклона брони со всех сторон, и в частности, за практически непробиваемую башню
  • Медаль Колобанова — за отличное орудие, броню, и неплохую динамику, обеспечивающих возможность противостоять большому количеству противников.
  • Медаль Бийота — за способность сражаться даже с поврежденными модулями и членами экипажа
  • Зверобой — за отличную способность сражаться с немецкими танками
  • Живучий — за углы наклона брони со всех сторон и практически непробиваемую башню
  • Коса cмерти — за большой разовый урон ( ~400 хп)
  • Бронебойщик — за отличное пробитие топового орудия
  • Неуязвимый — за практически непробиваемую башню

Экипаж и оборудование

Доработал соответствующие разделы на основе своего опыта игры на данном танке. Комментарии и замечания приветствуются!—Distructor 11:26, 1 сентября 2012 (UTC)

Люц катал на рогах, Кириллоид и Поверслайд на оптике, Инспарер на приводах, Страйк, вцелом, плохо отзывался о вентеле. Некотрые вместо огнетушителя возят регулятор оборотов бензин или доппаёк. Возможно, стоит отразить эти нюансы. Мастер на все руки тоже спорный выбор. HellQwer:ru (обсуждение) 19:17, 29 апреля 2014 (UTC)

Они их возят в командный бой. Под каждую карту своя сборка. К рандому никак не относится. Slavyanist (обсуждение) 19:38, 29 апреля 2014 (UTC)

Эти наборы взяты со стримов именно рандома. HellQwer:ru (обсуждение) 16:43, 26 февраля 2015 (UTC)

Тест первый. ИС-3 против ИС.

Пробитие ИС-3 из 122мм пушки в лоб.

Такая позиция в игре встречается очень часто. Стоим в кустах или за укрытием и вдруг замечаем ИС-3, стоящего к нам лицом. Куда бить? Без паники! Смотрим скрины и читаем пояснения. Забегая вперед скажу, что пробить ИС-3 в лоб можно, но надо лишь знать куда. Башню пробить очень сложно, поэтому лучше целиться в корпус, а точнее в нижний бронелист.

Первый выстрел пришелся на стык бронелистов и снаряд не пробил нашу броню. Второй снаряд попал в нижний бронелист и нанес танку урон в размере 350 HP, хотя в том месте у нас 110мм брони. Как это выглядело со стороны стреляющего:

После еще парочки неудачных выстрелов, удалось нанести урон и в верхний бронелист ИС-3 в размере 335HP:

После этого мы поставили танк ромбом по отношению к противнику, так как показано на скриншоте ниже:


 

И что вы думаете? Первый же выстрел пробил наш ИС-3 в бронелист над левой гусеницей и нанес сужественный урон в размере 414HP!

Как это выглядело со стороны стреляющего ИС со 122 мм пушкой:

Затем из этого же положения ромбом последовал выстрел в нижний бронелист, который отнял оставшиеся 401 HP и добил танк.

Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки в борт.

С бортами все гораздо проще. Здесь мы наносим регулярные пробития практически везде, поэтому покажем лишь один скриншот.

Наша хваленая башня получила два попадания по крышке с общим уроном в 673 HP.

Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки в корму.

Традиционно самое слабое место всех танков — задняя часть. С корпусом все ясно — пробивается на ура, а вот башня показала очень хорошие результаты, выдержав два попадания с расстояния 40 метров! Добили танк выстрелом в бак.

Пробитие ИС-3 из 122 мм пушки под наклоном.

Очень часто вижу в игре такую ситуацию — игрок, пытаясь завалить врага выезжает на своем танке с горки, тем самым открывая все свои слабо защищенные люки на крыше башни, а так же другие слабые места. Да, нижний бронелист закрыт полностью, однако угол попадания снарядов по вам становится практически прямым, тем самым облегчая пробитие вашего танка. Понятнее станет на скриншоте:

В итоге получили 4 попадания прямо по лобовой броне корпуса:

  1. Первый выстрел отнял 378HP.
  2. Второй — 425HP.
  3. Третий, рекорд из серии — 476 HP.
  4. Ну и четвертый добил остаток — 221 HP.

Эксплуатация и боевое применение


ИС-3М и M-47 в израильском Музее Армии обороны Израиля.

Советская армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны (первые 207 танков были отправлены с завода в войска только в июне 1945 года), но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Рабоче-крестьянской Красной армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

Существует также мнение, что ИС-3 могли использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых испытаний.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

В 1980-е годы ИС-3 использовался в запасных танковых дивизиях в Забайкальском военном округе. В частности 80-я запасная танковая дивизия ЗабВО имела на вооружении 270 танков ИС-3М.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962—1967 годах.

В составе египетской армии ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманёвренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3. По заявлениям Михаила Барятинского всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа, больше половины из которых было брошено в исправном состоянии. Встречаются и более низкие оценки потерь ИС-3, например, в одном из американских источников указано что в ходе войны было подбито лишь 16 танков ИС-3, ещё 30 машин были брошены экипажами в исправном состоянии.

К Войне Судного дня 1973 года в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет. Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией обороны Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской народной армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

XXI век

Танк, снятый с постамента в Константиновке Донецкой области. Перевезён в Киев на «временное хранение».

В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих членов вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. В июле оставленный вооружёнными формированиями ДНР танк был захвачен украинскими вооружёнными формированиями после занятия Константиновки. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.

В 2014—2015 годах Московский монетный двор отчеканил серию жетонов посвящённых вооружённым формированиям Донбасса, один из них — «2 войны ИС-3» посвящён бою у села Ульяновка.

ИС 3

Поскольку ИС 1 и ИС 2 имели уязвимые места, необходимо было работать над новыми образцами. Танк ИС 3 также был разработан в период Великой Отечественной войны, однако не успел принять участия ни в одном бою, поскольку первые модели были выпущены в мае 1945 года. Работа над чертежами модели, первоначально носившая название «Кировец-1» была начата летом 1944 года.

Танк разрабатывался в первую очередь как машина, способная выдержать бой с техникой противника. Лобовая часть танка была способна выдержать снаряд любого танка того времени и противотанкового орудия, боковые части благодаря большому бронированию также защищали от большинства снарядов.

Танк, как и его предшественник ИС 2, оснащался мощной бронебойной 122-мм пушкой Д-25Т. Благодаря характерной форме верней лобовой части танк получил прозвище «Щука».

Несмотря на отличные защитные характеристики, данная модель имела и слабые места — выход из строя двигателя, проблемы с ходовой частью и трансмиссией. Вследствие этого в 1946 году было принято решение о снятии танка с производства.

Боевое применение

Наблюдение за боевым применением и эксплуатацией новых танков было поручено инженер-майору А. И. Шамину, старшему помощнику начальника испытательного отдела НИБТ Полигона, автору руководства по войсковому ремонту танка КВ-1, которого направили в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, куда Шамин прибыл 5 февраля 1944 года. Тяжелые танки использовались как таран, для прорыва обороны противника. В первом же бою под Лисянкой 19 февраля, в котором из-за технических неполадок смогло участвовать только 5 танков ИС-1 из 10 выдвинувшихся на позиции, выяснилось, что 75 мм орудие Пантеры пробивает лобовую броню танка, рассчитанную на попадание из 88 мм, но более короткоствольных орудий танка Тигр-I. Все 5 танков были потеряны, из них 2 сгорело и 3 были подбиты, причем дважды был поражен люк механика-водителя. Во втором сражении, при наступлении на город Умань танки ИС-1 попали под огонь замаскированных 88 мм зенитных орудий c дистанции 600 — 800 м, но в целом лобовая броня танков выдержала попадания, хотя имелись случаи появления трещин. После взятия Умани оставшиеся 5 танков ИС направились к городу Бельцы, но остановились из-за технических неполадок.

Шамин составил отчет, в котором основным выводом было то, что ИС-1 не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника. Этот отчет не повлиял на судьбу танка ИС-1 поскольку к этому моменту уже фактически было принято решение о замене его более успешным танком ИС-2, однако отчет серьезно повлиял на дальнейшее развитие семейства танков ИС. Кроме недостаточной мощности орудия и недостаточного бронирования указывалось на многочисленные технические проблемы, связанные с конструкцией танка.

Оставшиеся танки ИС-1 использовались в качестве командирских машин, либо сводились в 1-й гвардейский танковый полк, который участвовал в Львовско-Сандомирской операции, а в последний раз массово применил эти танки в Восточно-Карпатской операции в сентябре — октябре 1944 года.

Модификации

Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.

Машины на базе ИС-1

Основная статья: ИСУ-152

Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.

Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.

«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.

«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector