Обзор сау lefh18 b2
Содержание:
Оценка 105-мм легкой немецкой гаубицы.
Легкие 105-мм гаубицы являлись основным оружием немецкой полевой артиллерии в мировой войне. 10,5 cm leFH 18, а также ее модификации показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью. В начале войны баллистические и ТТХ leFH.18 были вполне удовлетворительны. Впоследствии, при изменившихся условиях боевого применения, гаубицы прошли модернизацию, недостатки в значительной мере удалось исправить, наладив выпуск leFH 18М и leFH 18/40.
- Видео 1.
- Видео 2.
- Видео 3.
Комплектация боеприпасов легких гаубиц
Производство и наличие легких 105-мм гаубиц обр.18г.
Производство 105-мм легких гаубиц во время Второй мировой войны.
Гаубица | 1939г | 1940г | 1941г | 1942г | 1943г | 1944г | 1945г |
10,5 cm leFH 18 м 18 M | 483 | 1380 | 1160 | 1237 | 1661 | 1009 | 56 |
10,5 cm leFH 18/40 | 1872 | 7827 | 566 |
Наличие 105-мм легких гаубиц.
1.09.1939г | 1.4.1940г | 1.6.1941г | 1.2.1942г | 1.10.1944 | 1.1.1945г | |
Наличие гаубиц | 4845 | 5381 | 7076 | 6177 | 6592 | 8059 |
Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц обр.18г.
Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц(тыс.шт).
Снаряды | 1939г | 1940г | 1941г | 1942г | 1943г | 1944г | 1945г |
10,5 cm leFH 18 м 18/40 | 2112,1 | 19484,7 | 3551,7 | 18459,8 | 29440,6 | 38055,7 | 3226,6 |
ТТХ 105-мм легких гаубиц.
10,5 cm leFH 18 | 10,5 cm leFH 18M | 10,5 cm leFH 18/40 | |
Ствол | |||
Калибр, мм. | 105 | 105 | 105 |
Длина ствола с ДТ мм/клб. | 2841/28 | 3308/31,5 | 3260/31 |
Длина нарезной части мм/клб. | 2706/25,8 | 2706/25,8 | 2710/25,8 |
Длина нарезной части, мм. | 2392 | 2392 | 2392 |
Длина зарядной части, мм. | 212 | 212 | |
Крутизна нарезов, гр.: | |||
в начале | 6 | 5 | 5 |
у дула | 12 | 8 | 8 |
Число нарезов | 32 | 32 | 32 |
Глубина нарезов, мм. | 12,5 | 12,5 | 12,5 |
Ширина нареза, мм. | 5,6 | 5,6 | 5,6 |
Ширина поля, мм. | 4,7 | 4,7 | 4,7 |
Вес затвора, кг. | 50 | 50 | 50 |
Вес затвора, кг. | 535 | 552 | 552 |
Лафет | |||
УВН | от -5до + 42 | от -5до + 42 | от -5до + 42 |
УГН | 56 | 56 | 56 |
Высота линии огня, мм. | 1175 | 1175 | 1175 |
Длина отката, мм. | |||
нормальная | 1000-1120 | 1000-1170 | |
предельная | 1190 | 1190 | |
Габариты в походном положении, мм: | |||
длина | 6100 | 6150 | |
ширина | 1977 | 2110 | |
высота | 1880 | 1830 | |
Ширина хода,мм. | 1520 | 1520 | 1580 |
Клиренс, мм. | 400 | 400 | 350 |
Диаметр колеса орудия, мм. | 1300 | 1300 | 1080 |
Вес системы в боевом положении, кг. | |||
для конной тяги | 1940 | 1915 | |
для мехтяги | 1985 | 2040 | 1800 |
Вес системы в походном положении, кг. | |||
для конной тяги | 3265 | ||
для мехтяги | 3490 | 3540 | 2900 |
Вес передка с расчетом, кг. | 1350 | 1350 | 1350 |
Скорострельность, выстр/мин. | 6-8 | 6-8 | 6-8 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин. | 1,5-2 | 1,5-2 | 1,5-2 |
SocButtons v1.5
Боевое применение.
Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.
В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.
Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава. В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.
В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек. С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».
К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16. Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».
Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.
10,5 cm leFH 18М
Опыт, полученный артиллерией Вермахта в начале мировой войны, показал что 105- мм гаубицы обр. 18 являются достаточно эффективным оружием, хотя и не лишенным недостатков. Одними из них была недостаточная дальнобойность leFH 18. Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 г гаубица поступила в производство, как 10,5 cm leFH 18М.
Длина ствола 105-мм гаубицы при модернизации возросла с 2941 до 3308 мм, соответственно выросла и масс стола, которая составила 55 кг. Для стрельбы на предельную дистанцию существовал специальный снаряд 10,5 FH Gr Fern, который обеспечивал дальность стрельбы в 12325м.
Рождение 10,5 cm leFH 18.
Подобное ограничение противоречило военному опыту Германии и послевоенным взглядам на развитие артиллерии. Опыт подсказывал необходимость увеличения доли гаубиц в общем числе орудий полевой артиллерии, гаубизацию артиллерии вообще. В Германии раньше всех поняли преимущества навесной траектории и могущественного гаубичного снаряда в современной войне и стали вооружать полевую артиллерию, делая упор, прежде всего на гаубицы.
Если вначале ПМВ соотношение пушек к гаубицам немецкой артиллерии составляло примерно три к одному, то в конце войны только полтора к одному. Версальский же договор отбрасывал немецкую артиллерию назад. Данная ситуация никак не могла устроить военных. Уже в середине двадцатых годов пришло понимание необходимости пусть не количественного роста, то качественного улучшения артиллерийского парка. Тем более что существующая гаубица leFH16 далеко не полностью взглядам на орудие будущей войны.
Версальский договор предусматривал производство артиллерийских орудий только для восполнения естественного износа. Применительно к гаубицам, производство их не могло превышать четырнадцать орудий в течении года. Хотя важным было даже не количество орудий, а сохранение производства. Также удалось сохранить конструкторские бюро при заводах «Рейнметалл» и «Крупп», хотя их деятельность контролировали инспекторы контрольной комиссии.
Деятельность данной комиссии продолжалась вплоть до 28.02.1927г. Таким образом, Германия получила возможность, создавать новые артиллерийские системы. Чем не преминули воспользоваться уже в июне текущего года, когда Отдел вооружений (Нeerswaffenamt) решил начать работы по совершенствованию leFH 16. Все работы по модернизации гаубицы вел концерн «Рейнметалл».
Вскоре стало понятно чтобы получить орудие соответствующее современным требованием, простой модернизацией обойтись невозможно. Принципиальным требованием со стороны военных было:
- увеличение угла горизонтального наведения;
- увеличение дальнобойности.
Для увеличения дальнобойности ствол гаубицы, решено было удлинить до 25 калибров, позднее его заменили столом еще большего удлинения – 28 калибров. Задача увеличения угла горизонтального наведения успешно решена использованием лафета с раздвижными станинами от опытной 75-мм пушки.
Задача проектирования новой гаубицы была решена в тясяча девтьсот тридцатом году году, и орудие поступило на испытания. Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 т.е легкая полевая гаубица восемнадцатого года. Хотя принято на вооружение 28.07.1935г.
Первый вариант.
Серийное производство новой гаубицы начато заводом «Рейнметалл» в г. Дюссельдорфе в 1935 г. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.
Тип артиллерийской системы | Трудоемкостьизготовления , чел.ч | Стоимостьтыс.рейсмарок |
Легкая гаубица 10,5 cm leFH 18 | 3200 | 16,4 |
Тяжелая гаубица 15 cm sFH 18 | 5500 | 38.5-40.4 |
Легкая пушка le FK 18 | 4200 | 20,4 |
Пушка | 6000 | 37,5 |
Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.
Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18
№ заряда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вес заряда, кг. | 210 | 282 | 362 | 499 | 715 | 1090 |
Начальная скорость, м/с. | 200 | 232 | 264 | 317 | 391 | 470 |
Дальность, м. | 3575 | 4624 | 5750 | 7600 | 9150 | 10675 |
Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.
Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.
Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.