Плавающие танки
Содержание:
- Десантирование танка Т-37А с самолетов.
- Т-37А, путь в серию.
- Модификации
- Приспособления наблюдения и связи
- Советские танки и для начала «старые» по «старой» же классификации
- Максимально возможная унификация
- Общее описание конструкции.
- Модернизация и механизация боевой техники в СССР
- Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми»
- Другие модификации советских танков
- Легендарные советские танки
- Изменения в конструкции танка Т-37А на протяжении производства.
Десантирование танка Т-37А с самолетов.
По мере развития советских воздушно-десантных подразделений выявилась необходимость в легких танках, которые могли бы действовать в составе этих подразделений в тылу противника. С этой целью для танка Т-37А разработали несколько вариантов подвески для их транспортировки под фюзеляжем ТБ-3. Большая часть этих проектов не была реализована. В ходе Больших Киевских маневров тысяча девятьсот тридцать пятого года, провели испытания варианта ПГ-1 спроектированного под руководством П.Гроховского. Несколько танков Т-37А были доставлены посадочным способом к месту посадки. Экипажи до этого находившиеся в самолете, быстро отцепляли танк и шли в бой.
Помимо десантирования посадочным способом Т-37А, были проведены опыты по приводнению. В октябре 1936 года прошли такие испытания в Подмосковье на Медвежьих озерах.. Танк сбросили в озеро с высоты пятнадцать-двадцать метров. Для защиты днища Т-37А, устанавливали специальные амортизаторы удара иногда из подручных средств. Всего сбросили три легких танка Т-37A, с разными амортизаторами. Среди них наиболее удачным вариантом оказался как не странно самый простой – еловый лапник. Как бы там ни было, испытания трудно было назвать удачными, все три амфибии получили сильные повреждения днища и утонули. Дальнейшие работы по этой тематике были свернуты.
Т-37А, путь в серию.
Как отмечено выше, конструирование и производство Т-37А поручили московскому заводу №37. Сюда же предали все материалы по танку Т-37, а также доставили один образец доставленной из Англии амфибии. Годовое правительственное задание на 1933год, предусматривало выпуск 1200 машин. Однако освоение в производстве танка Т-37А проходило с большими трудностями. Хотя завод №37 имел определенный опыт производства танкеток Т-27, танк оказался более сложным. Ситуацию усугубляло то, что освоение в производстве танка Т-37А шло параллельно с производством танкеток. Выпуск, которых в 1933 году должен был составить 507 штук, тогда как фактически было выпущено больше – 917 танкетки.
Сложности преследовали и смежников. Подольский крекинго-электровозостроительный завод не смог справиться с выпуском бронекорпуса Т-37А. Бронекорпус должен был изготовлен штамповкой с последующей цементацией, но наладить серийное производство не удалось. Пришлось вносить изменения в технологический процесс, например, гнуть бронелист на специальной оснастке. Что в свою очередь привело к срыву правительственного задания заводом №37. Так в 1933 году вместо плановых 225 танков, завод изготовил только 30, и из них 12 Т-41.
Танки Т-37А первой партии, изготовленные летом-осенью 1933 года, отличались от машин более позднего выпуска. Их бронекорпуса имели выштамповку в верхней части, не имели волноотражающих щитков. Надгусеничные поплавки отсутствовали, вместо них устанавливались плоские надгусеничные полки. Помимо этого танки этой партии отличались большим количеством производственных дефектов, что затрудняло их приемку. В связи с этим УММ РККА, решило передать эти машины в учебные подразделения.
С целью улучшения качества продукции, руководство Спецмаштреста в 1934 году приняло решение построить на заводе №37 два новых цеха, укомплектовав их импортным оборудованием и несколько пополнив квалифицированными кадрами. Несмотря на принятые меры, трудности не проходили.
Модификации
Со временем стало ясно, что современная война будет вестись в условиях применения ядерного оружия. Это накладывало отпечаток на конструкцию всех боевых машин, которые должны были обеспечивать действия войск с учётом соответствующих поражающих факторов. Естественно, бронетранспортёр с брезентовой крышей военных не устраивал, поэтому Главное командование сухопутных войск поручил проработать вариант, более устойчивый к действиям в условиях радиоактивного заражения местности.
Первый опытный БТР-50ПК
БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.
БТР-50ПУ на государственных испытаниях в НИИ-38
На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».
На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.
БТР-50П, рисунок из руководства по материальной части и эксплуатации
Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.
Приспособления наблюдения и связи
Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.
Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.
В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.
Советские танки и для начала «старые» по «старой» же классификации
1) Т-35 – танк особого назначения. Слабая броня, рассчитанная на противостояние огню малокалиберных пушек, сравнительно слабая 76-мм пушка, 2 45-мм пушки и несколько пулеметов. Если не считать слабой брони, что было недостатком всех без исключения танков того времени, то единственным серьезным недостатком следует признать явно недостаточную для поражения долговременных фортификационных сооружений трехдюймовку. Нужна была пушка большего калибра.
2) Т-28 – танк качественного усиления. Предназначался для прорыва укрепленных полос полевого типа. Слабая броня, так же как и на Т-35, рассчитанная на противостояние огню малокалиберных орудий, такая же 76-мм пушка, пулеметы. Хорошо сбалансированный танк, полностью отвечающий своему предназначению, но плохо отработанный технологически и сложный в производстве и эксплуатации. Единственный недостаток – слабость защиты, что, как уже было сказано, было пороком всех танков того времени.
3) Т-26 – танк сопровождения пехоты. Слабая противопульная броня, 45-мм пушка, пулеметы. Вполне отвечает своему назначению, но желательно все же было бы усилить вооружение – были попытки установки на Т-26 трехдюймовых пушек. Связано это было с явной недостаточностью мощности 45-мм снаряда для поражения укреплений, даже полевого типа. Но в целом танк вполне соответствовал своему назначению.
4) Оперативные танки серии БТ (-5, -7, -7А, -7М). Легкий танк развития прорыва в глубину. Противопульная броня, 45-мм пушка, пулеметы. Большая скорость (сравнительно). Полностью соответствовал своему назначению. Главный недостаток – сложный и тяжелый колесно-гусеничный движитель. Мощность вооружения вполне соответствовала предполагаемой номенклатуре целей – танки и бронетехника, автотехника, не укрытая живая сила, жилые строения деревенского типа. При этом также были попытки усиления вооружения – было
выпущено более полутора сотен танков с 76-мм пушкой (БТ-7А). Хотелось бы еще, конечно, и броню посильнее …
5) Легкие пулеметные танки (танкетки) Т-37, Т-38, танкетки Т-27. Броня – менее 10 мм, вооружение – пулеметы ДТ. «Танки» могли плавать, танкетки могли переноситься самолетами. Задача – сопровождение подвижных кавалерийских частей, цели, соответственно – не укрытая живая сила. Балласт для армии, но кое-когда могли и пригодиться.
Максимально возможная унификация
Согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 15 августа 1949 года Министерство транспортного машиностроения (МТрМ), Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и конструктор Ж.Я. Котин обязаны были спроектировать и изготовить один опытный образец бронетранспортёра, получившего шифр «Объект 750». Технический проект требовалось представить на утверждение уже к середине ноября 1949 года, а заводские испытания предполагалось провести к 25 июня 1950 года.
Уже 2 ноября 1949 года технический проект, разработанный ЧКЗ совместно с ВНИИ-100, был представлен в министерстве, а 19 ноября документ отправили в Совет министров.
БТР-50П 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии в учебной атаке. Хорошо видна установка пулемёта СГМБ
После успешного прохождения танком ПТ-76 государственных испытаний появилась полная уверенность, что бронетранспортёр будет таким же удачным, как и его собрат с пушкой. По требованиям задания, танк и БТР на его базе должны были обладать максимально возможной унификацией. «Объект 750» должен был обеспечивать перевозку 20 десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг груза.
В качестве нагрузки БТР предполагалось перевозить по суше и на плаву вооружение (пушки калибром до 85 мм, безоткатные орудия, миномёты), боеприпасы к нему, орудийный расчёт или автомобиль ГАЗ-67Б (ГАЗ-69) и семь человек. Самым сложным оказалось создание погрузочного устройства, которое предлагалось в двух вариантах: крановая установка с электроприводом и лебёдка с приводом от двигателя для погрузки техники по откидным аппарелям.
В апреле 1950 года изготовили первый опытный образец «Объекта 750», после чего начались заводские испытания. За неполные три месяца машина успешно прошла 1500 км. Поскольку результаты испытаний были положительными, для государственных испытаний решили строить сразу два образца, которые были готовы с некоторой задержкой — не в июле, а в августе.
В исполнение распоряжения Совета министров СССР и приказа военного министра от 15 августа 1950 года комиссия в составе председателя генерал-полковника танковых войск П.П. Полубоярова, заместителей председателя генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Я. Котина и инженер-полковника М.П. Коноплева, членов комиссии от Главного бронетанкового управления (ГБТУ) инженер-полковника Г.В. Шпотера и инженер-подполковника М.Г. Редькина, членов комиссии от МТрМ инженер-полковника П.К. Ворошилова и инженера А.С. Окунева провела испытания двух гусеничных плавающих БТР производства ЧКЗ. Испытания проводились с 4 по 27 сентября 1950 года в районе города Бровары Киевской области по программе, утверждённой заместителем министра обороны маршалом В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Ю.Е. Максарёвым.
Общее описание конструкции.
Броневая защита танка.
Броневая защита малого танка Т-37А легкая противопульная и как следствие не представляла защиты от пуль крупнокалиберного пулемета, снарядов и крупных осколков. Корпус простой коробчатой формы. Его собирали из броневого листа соединенного между собой заклепками и сваркой, как между собой, так и к каркасу из уголков. Листы — цельнокатаные из брони толщиной четыре миллиметра для крыши и днища, восемь и шесть миллиметров лоб, борта, корма. В 1934году решено было усилить защиту рубки мех-вода и часть лба Т-37А бронелистом в десять миллиметров. Лоб рубки имел небольшой наклон, борта танка наклона не имели вовсе. Башня собиралась аналогично корпусу. Крыша имела толщину в четыре миллиметра. Лоб башни, корма и борта представляли собой цельный броневой лист, согнутый в форме цилиндра. Толщина листа восемь миллиметров. Башня установлена на шариковой опоре подбашенной коробки. Для поворота башни установлен поворотный механизм. В лобовой части отверстие для установки маски пулемета.
Вооружение танка Т-37А
Вооружение танка представлено единственным пулеметом ДТ-29 винтовочного калибра. Пулемет установлен в шаровой установки маски лба башни. Наведение пулемета – качанием в пределах тридцати градусов по горизонтали, без поворота башни и -20 до +30 по вертикали. Боекомлект – 2142 патрона, снаряженных в тридцати четырех магазинах. Магазины в укладках левой части корпуса и башни.
Компоновка танка.
Легкий(малый) плавающий танк Т-37А скомпонован с передним расположением ведущего колеса, что достаточно необычно для советских танков. Отделение управления в передней части и объедено с боевым и моторным отделением. В носовой части расположена трансмиссия танка. В кормовом отделении – системы охлаждения, привод винта, топливный бак. Танком управлял экипаж из двух человек — механик-водитель и командир танка. Место командира в башне, башня смещена от центра вправо. В течении боя командир танка, руководил действиями механика-водителя, наблюдал за полем боя, вел огонь из пулемета. В радийных машинах командир поддерживал радиосвязь. Посадка-высадка проходила через люки в башне и корпусе, своем для каждого члена экипажа.
Водоходный движитель и способ движения на плаву.
Водоходный движитель Т-37А представлял собой гребной винт с поворачивающимися лопастями. Поворачивающиеся лопасти необходимы были для движения задним ходом на воде. Отбор мощности от двигателя танка, происходил посредством храповой муфты. Повороты при движении на воле обеспечивало перо руля. Дополнительную безопасность обеспечивал насос для откачки воды и водоотражающий щиток в машинах более поздних серий. Для улучшения плавучести амфибия оборудована поплавками. Поплавки – металлические короба, клепанные или сварные, заполненные пробкой или пустотелые (с 1934года.) Водоходные качества танка расценивались как вполне удовлетворительные, хотя иногда из-за потери герметичности Т-37А тонул.
Наблюдательные приборы и прицелы.
Для обеспечения ведения огня танковый пулемет Т-37А оборудован диоптрическим прицелом. Конструкция средств наблюдения крайне примитивна, и по сути представляла собой наблюдательные щели. С внутренней стороны закрывались защитным стеклом. По всем сторонам башни имелось четыре таких прибора. Механик-водитель располагал двумя приборами – с левой стороны рубки и в крышке смотрового люка.
Средства связи.
Из средств связи линейные Т-37А располагали простейшим устройством под названием «Танкофон», по сути, разновидность переговорной трубы. Средства внешней связи представлены набором флажков для сигнализации. Радийные машины отличались наличием КВ радиостанции типа 71-ТК-1. Приемник и передатчик монтировали на месте второго поста управления.
Модернизация и механизация боевой техники в СССР
Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.
Легкий танк Т-26
Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.
Какой танк лучше?
Т-34Т-100
Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.
Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.
Танк Т-12
В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.
Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.
Японские плавающие танки Тип 2 «Ка-Ми»
Тихоокеанский театр военных действий изобилует водными
ресурсами. В годы Второй мировой войны бронетехника с амфибийными качествами
могла иметь на нем решающие тактические преимущества.
Плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми»
По этой причине, уже в 30-е годы XX века Япония
экспериментировала с танками-амфибиями. В 1941 г. императорский флот поручил
компании Mitsubishi доработать существующий легкий танк в плавающую амфибию
специальной конструкции.
Для выполнения заказа инженеры использовали шасси танка Тип
95 «Ха-Го» (Ha-Go) и
оснастили его полностью сварным корпусом. В критически важных местах для
обеспечения водонепроницаемости установили резиновые уплотнители.
Исходная модель – танк Тип 95 «Ха-Го»
Вес машины достигал 12,5 т. На суше танк разгонялся до 35
км/час. Скорость плавающего танка на воде достигала 10 км/ч. Танк получился
просторным и позволял разместить 5 человек экипажа.
Плавучесть машины обеспечивалась понтонами, прикреплявшимися
спереди и сзади. Передний понтон для повышения надежности под огнем противника имел
переборки и шесть отсеков. Попаданию воды внутрь боевого отделения
препятствовала съемная башня над главным люком, а большая металлическая
конструкция над воздухозаборником предотвращала затопление моторного отсека.
Плавающий танк Тип 2 «Ка-Ми» с понтонами. Вид сзади.
В воде танковый двигатель приводил в движение два гребных
винта. На плаву экипаж через кабельную
систему управлял рулем направления. Для уровня того времени машина обладала
приличной мореходность в открытой воде. После выхода танка на берег экипаж
отсоединял понтоны, и машина продолжала бой без этих элементов плавучести.
Вооружение башни состояло из 37 мм пушки и спаренного с нею
7,7 мм пулемета. Еще один пулемет того же калибра устанавливался в лобовом
листе корпуса.
Первое массовое применение японцами плавающих танков «Ка-Ми»
произошло 15-16 июня 1944 г. в ходе десантной операции на острове Сайпан
(Марианские острова). Однако,
американские гранатометы «Базука» и 37 мм противотанковые
орудия, а также отсутствие авиационной и огневой поддержки обрекли десант на
поражение.
Японский плавающий танк тип 2 Ka Mi
После этого боя танки «Ка-Ми» также участвовали в
обороне Филиппин в конце 1944 г. Проводившиеся на них рейды по тылам
американских войск особого успеха также не имели. Изначально разработанный для
проведения наступательных десантных операций плавающий танк «Ка-Ми»,
как и другая японская бронетехника, играл исключительно оборонительную роль.
Другие модификации советских танков
Конструкторы Советского Союза любили экспериментировать с разными видами вооружений, именно поэтому мир увидел разнообразные разработки и модификации танков. Например, в 1941 году в то время, когда уже началась Великая Отечественная война, в Ленинграде на заводе были разработаны танки с огнеметами, которые получили неофициальное название “химические”.
На базе Т-26 в эти годы начали разрабатывать первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки. Также разрабатывали специальные танки местоукладчики и саперные, которые должны были разминировать местность. На базе танка Т-26 также были созданы так называемые “плавучие” боевые машины. Для того, чтобы это орудие могло плавать, были придуманы специальные надувные поплавки. В случае необходимости из поплавков извлекался воздух и танк мог ездить по дну реки, или озера. В нём присутствовала специальная труба, то есть своеобразный подводный ход.
Уменьшенная модель «Химического» танка с огнеметом
Нужно отметить, что советские конструкторы иногда додумывались до совершенно фантастических вещей. Так, например, конструктор Олег Антонов изобрел летающий танк. Это был специальный аппарат, своеобразный гибрид планера и танка. Он был изготовлен на базе Т-60. Не смотря на свою массивность боевая машина всё же смогла подняться в воздух,но двигатели перегрелись и танк был аварийно посажен на землю. Он так и не был поставлен на конвейер и изготовлен только в количестве одного пробного образца.
https://youtube.com/watch?v=p3hqIlcwrjo
Легендарные советские танки
Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.
После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.
Танк БТ-5
В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.
Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.
Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100
Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2.
Танк КВ-2
Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.
Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк выпускался на Кировском заводе.
Изменения в конструкции танка Т-37А на протяжении производства.
На протяжении года производство испытывало существенные трудности в снабжении стальным литьем, бронекорпусами, задними мостами, моторами. Но были и положительные сдвиги в освоении новой техники:
- обрезинку катков стали изготавливать из отечественного каучука;
- мощность двигателя удалось увеличить примерно на двадцать процентов, благодаря новой алюминиевой головке блока цилиндров;
- серийные танки стали оборудовать радиостанцией;
Перед передачей в войска, все изготовленные танки Т-37А проходили два этапа испытаний. Первый этап проходил непосредственно на заводе без участия представителей военной приемки. На данном этапе проверялась герметичность и работа всех узлов и механизмов. На втором этапе в присутствии представителей военной приемки, проходили приемо-сдаточные испытания. Танки, догруженные до боевой массы, совершали марш длинной в 25 километров на подмосковное Медвежье озеро. Здесь в ходе получасовых испытаний на плаву, на максимальной скорости предстояло убедиться, что танк не наберет более полутора литров воды.
На протяжении серийного производства Т-37А, в его конструкцию внесли некоторые изменения. В частности, если первоначально корпус танка Т-37A собирали из брони толщиной четыре-шесть восемь миллиметров, то впоследствии с марта 1934 года толщину бортов увеличили с восьми до десяти миллиметров. В 1935 году штампованный кормовой лист пришел на смену гнутому. Передний лист корпуса стали крепить на болтах. Надгусеничные полки стали изготавливать полыми, без пробковой набивки.
Существовали два типа корпусов и башен — сварные и клепанные. Клепаные производил Подольский крекинго-электровозостроительный и они были самыми распространенными. Для обеспечения герметичности корпуса между листами брони прокладывали мешковину пропитанную суриком. Но поскольку Подольский завод в 1933-35гг не мог обеспечить выпуск необходимого количества корпусов, к производству подключили Ижорский завод в Ленинграде.
Тип танка | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | Итого |
Т-37А | 125 | 951 | 1140 | 411 | 2627 |
Ижорский завод производил сварные корпуса. Объемы их производства были сравнительно невелики, поскольку завод был загружен заказами по программе БТ, Т-28, Т-26, броневиков. Поэтому заказы по танку Т-37А постоянно недовыполнялись. Год спустя, в 1936 году, ситуацию удалось в значительной мере улучшить. Благодаря строительству новых цехов в Подольске и проведению реорганизации производства, завод смог полностью обеспечить бронекорусами собственные потребности.
- Радийный Т-37а
Помимо линейных танков, промышленность выпускала радийные танки Т-37А. Эти машины оборудовали радиостанцией 71-TK. Как отмечали выше, такие танки появились в 1933 году, в 1934 году их стали выпускать серийно. Их оборудовали поручневой антенной, прикрепленной к надгусеничным полкам. После того как танки стали оборудовать надгусениными поплавками, антенну перенесли на верхний лист корпуса.
ТТХ легкого плавающего танка Т-37А
Год выпуска | 1935 |
Боевой вес, кг. | 2800 |
Экипаж, кг. | 2 |
Длина общая, мм. | 3730 |
Ширина, мм. | 1940 |
Высота, мм. | 1730 |
Клиренс, мм. | 300 |
Ширина трака, мм. | 200 |
Вооружение | |
Пулеметов, шт х тип. | 1 х ДТ |
Патронов, шт. | 1515 |
Толщина брони. | |
Верт. корпуса, мм. | 9 |
Горизонт. корпуса, мм. | 6-4 |
Башня, мм. | 9 |
Двигатель | |
Тип. | 4т/4ц/к/ж |
Марка. | Форд-АА |
Мощность макс., л.с. | 40 |
При частоте об./мин. | 2200 |
Передач КПП. | 4/1 |
Скорость макс. | 45 |
Тип топлива. | Бензин 1 сорта. |
Емкость бака, л. | 120 |
Запас хода. | |
-шоссе, км. | 180 |
-проселок, км. | ? |
Уд. давление кгс./см.2 | 0,41 |
Преодолеваемые препятсвия. | |
Подъем, град. | 32 |
Спуск, град. | 32 |
Ров, мм. | 1400 |
Стенка, мм. | 500 |