Тяжелый танк pz.kpfw.vi «tiger» (sd.kfz.181) (германия)

Эпопея с «Маусом»

Работы по тяжёлым танкам имели несомненный практический смысл, чего не скажешь о проектировании сверхтяжёлого 188-тонного танка «Маус». Однако Фердинанд Порше принимал любой заказ и старался выполнить его, не заботясь о возможностях производства и о боевом применении. Он считал, что этими вопросами должен заниматься заказчик.

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

В 1940 году немцы познакомились с проектами французских сверхтяжёлых танков, а весной 1941 года немецкая разведка узнала о том, что в СССР якобы приняты на вооружение танки весом более 100 тонн. Уже в ноябре 1941 года были составлены требования на танк весом 70 тонн с лобовой бронёй толщиной 140 мм. В ответ фирма «Крупп» разработала несколько проектов Pz. Kpfw. VII Loewe; в зависимости от бронирования их масса гуляла от 70 до 90 тонн. Для вооружения гиганта предлагалось несколько орудий: 105-мм пушка L/70, 128-мм пушка L/50 и 150-мм орудие L/40 (L — длина ствола в калибрах).

В начале марта 1942 года «Крупп» получил указание «раскормить» проект до 100 тонн. Проблема в том, что на «Лёве» планировалось использовать двигатель и трансмиссию от «Тигра», что с ростом массы не внушало доверия. Возможно, именно из-за этого в конце марта к работам по 100-тонному танку привлекли фирму «Порше». Перед ней стояла, мягко говоря, непростая задача: разработать шасси под огромную 23-тонную башню со 150-мм орудием.

Вскоре был представлен проект 120-тонного Typ 205 с электрической трансмиссией, подвеской по типу «Тигра» от «Порше» и 16-цилиндровыми дизелем — с ним ожидалась максимальная скорость 20 км/ч. Чтобы не мудрить с транспортными гусеницами, инженеры предложили «утопить» ходовую часть в корпус.

В изначальном виде Typ 205 прожил недолго. Уже в июне 1942 года фирма «Крупп» представила новую башню с вооружением из главного и вспомогательного орудий. Даже в облегчённом варианте её вес достиг 47 тонн. Под неё фирма «Порше» спроектировала новый 150-тонный танк, который уже назывался «Маус». По аналогии с VK 45.02 (P), он был представлен с передним и задним расположением башни. Силовая установка тоже была в двух вариантах: Typ 205A с дизелем «Даймлер-Бенц» MB.507 водяного охлаждения, и Typ 205B с дизелем Typ 205/2 воздушного охлаждения.

В итоге был выбран вариант с башней в корме, но и он неоднократно менялся. Из-за более мощного бронирования масса выросла до 170 тонн, поэтому пришлось разрабатывать новую подвеску. Наконец, в башне прописалось 128-мм орудие L/55, а вес достиг 188 тонн.

В начале 1943 года началась подготовка к серийному производству, а первый прототип ожидался к концу года. Однако в марте и июле заводы «Крупп» подверглись серьёзным бомбардировкам, которые поставили крест на программе Typ 205.

Первый пробег «Мауса» через завалы после бомбардировок

Немцы всё же смогли построить два прототипа, причём один из них получил башню. Испытания показали, что «Маус» хорошо управлялся и даже мог буксировать другой сверхтяжёлый танк. Итого, коллектив Порше выполнил практически безнадёжную задачу, а заказчик получил то, что хотел, но никакого смысла в этом не было вообще.

Что он может?

В нашей суровой реальности городские бои — не для танков, но «Тигр» Порше именно на карте «Химмельсдорф» позволяет нам в полной мере насладиться его достоинствами. Лобовая броня позволяет эффективно действовать на «банане» (противник чаще всего просто не будет пробивать нас, что позволяет эффективно действовать против 4-5 противников), также мы можем быть весьма полезны в прорыве по железной дороге — прекрасный обзор и точное орудие дают возможность расстреливать неосторожных, опрометчиво задержавшихся на открытом месте, ещё до того, как они нас заметят. Если же удалось прорваться на базу противника, можно позволить себе поразвлекаться. Большая масса вкупе с толстым «лбом» способствуют эффективности таранов.

Машина в массовой культуре

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии танка PzKpfw VI Tiger (P):
в масштабе 1:35 выпускаются фирмой Italeri (Италия; перепаковывается фирмой Звезда (Россия));
в масштабе 1:35 выпускаются фирмой Драгон (Китай),амюзинг хобби;
в масштабе 1:72 выпускается фирмой Trumpeter (Китай), 3Dgames Ukraine (Украина).

Кинематограф и компьютерные игры

  • PzKpfw VI Tiger P представлен в MMO-игре World of Tanks на 7 уровне ветки.
  • В аниме Girls und Panzer начиная с седьмой серии у команды Оараи появляется танк PzKpfw VI Tiger (P).
  • В известной ММО-игре War Thunder присутствует на 4 ранге ветки немецких танков в виде двух танков: премиумный PzBfW VI (P) в свободной продаже с лобовым бронированием 100+100 мм и выдаваемый по акции VK 4501 (P) с лобовым бронированием 100 мм.

Испытания

20 апреля 1942 года (в день рождения Гитлера) состоялся первый показ и сравнительные испытания обоих танков. Из отчёта о проведённых испытаниях известно, что по проходимости танк фирмы Порше превзошёл своего оппонента, чему в большой степени способствовала более удачная ходовая часть.
Однако было отмечено, что машины нуждаются в последующей доработке, так как из-за значительного утяжеления машин вследствие дополнительной установки более мощной брони, а у VK4501 (H) — ещё и более тяжёлой башни с орудием (на VK4501 (H) была установлена башня с 88-мм орудием прототипа Порше, так как его «родная» башня с 75-мм орудием к моменту испытаний была не готова) — танки имели неудовлетворительную проходимость по пересечённой местности, малую скорость и запас хода.

Прототип танка «PzKpfw VI Tiger (P)»

Большим «минусом» в танке VK4501 (P) была его электротрансмиссия. Затраты на электрогенераторы (а именно — медь, необходимую для них), приводящие в движение танк, были для страны военного времени непозволительной роскошью. Западные историки склоняются именно к этой версии закрытия проекта, а также неудовлетворительной ходовой части машины, которая умудрялась застревать на любом мягком грунте. Считается, что Ф. Порше не смог устранить все неполадки своей машины, в результате чего под названием «Тигр» в серийное производство пошёл танк конструкции фирмы «Хеншель», но с башней от танка Порше. Однако российский исследователь М. Свирин считает, что всему виной был приказ Гитлера о создании на базе нового танка штурмового орудия, вооружённого длинноствольной противотанковой пушкой Pak 43 фирмы Рейнметалл. Фирма Хеншеля не успевала по срокам к доводке своего шасси под САУ, а потому и не решилась на его проектирование. Порше, напротив, активно включился в работу по производству новой машины, которую впоследствии, по личному приказу Гитлера в честь Фердинанда Порше назвали «Фердинанд».

Так или иначе, но перспективная для своего времени машина под индексом VK4501 (P) в серию не пошла, было изготовлено всего пять машин, однако 90 шасси под танки «Тигр» (P) было заказано ещё до официальных сравнительных испытаний прототипов, что, в свою очередь, не исключает и версию о том, что Ф. Порше был уверен в победе своего детища и заранее подготовился к его серийному выпуску. Впоследствии все шасси были использованы для производства САУ.

Рождение «Тигра»

В декабре 1939 года фирма «Порше» получила первое задание на разработку тяжёлого танка Typ 100, более известного как VK 30.01 (P). К этому моменту фирма «Хеншель» вела работы по VK 30.01 (H) почти четыре года, но в серию запускать было нечего. В то время фирма «Порше» была конструкторским бюро без своих производственных мощностей, поэтому вокруг неё сколотили конгломерат: «Крупп» поставлял броню и разрабатывал башни, «Сименс» и «Фойт» отвечали за трансмиссии, «Штайр» и «Зиммеринг» за двигатели, а «Шкода» вела работы по ходовой части. Сборка танков производилась на заводе «Нибелунгенверке», входящем в концерн «Штайр».

К марту 1941 года «Порше» и «Крупп» подготовили проект 45-тонного тяжёлого танка Typ 100 Leopard с 88-мм орудием. На нём использовались двигатели воздушного охлаждения, электрическая трансмиссия и блокированная подвеска. В мае после очередного роста требований к броне резервы шасси подошли к концу, поэтому в июле фирма «Порше» начала работы по новому тяжёлому танку Typ 101 под имеющуюся башню. По аналогии с «Леопардом», более тяжёлый Typ 101 назвали «Тигром». В наследство от 45-тонного Typ 100 ему достался индекс VK 45.01 (P), хотя речь шла о танке весом более 50 тонн.

Тем временем на основе VK 36.01 под ту же башню фирма «Хеншель» проектировала конкурирующий VK 45.01 (H). Гитлер требовал новые танки как можно раньше, поэтому оба «Тигра» были запущены в серийное производство без предварительных испытаний, прямо с чертёжной доски. «Порше» заказали серию из 100 «Тигров»: 50 Typ 101 с электрической трансмиссией «Сименс» и 50 Typ 102 с гидромеханической трансмиссией «Фойт». Прототип Typ 102 прошёл более 2200 километров без поломок трансмиссии, однако его производство отменили по неясным обстоятельствам, а готовые трансмиссии «Фойт» отправились на слом.

Из-за крайней спешки у «Тигра» Порше было много детских болезней. Его двигатели быстро выходили из строя из-за перегрева, а запас хода едва превышал 100 километров. Фирма спроектировала новую систему охлаждения и увеличила запас топлива, однако готовые корпуса требовалось переделать. Более того, заготовки для Typ 102 пришлось перекраивать под электрическую трансмиссию. Из-за этого план выпуска танков был сорван. Аналогичная ситуация была и с «Тигром» от «Хеншеля»: инженеры устраняли множество недоработок, а производство отставало от графика.

Затея с производством тяжёлых танков на скорую руку провалилась, и теперь немцы решили оставить в серии только один вариант. В ноябре 1942 года состоялись сравнительные испытания, в которых участвовали по два «Тигра» от «Порше» и «Хеншеля», а также «Пантеры» MAN и «Даймлер-Бенц». Сын Фердинанда Порше отметил, что испытания в целом прошли хорошо, это подтверждает и рассказ представителя фирмы MAN. И всё же производство «Тигра» Порше отменили в пользу конкурента, а задел решили переделать в самоходные орудия «Фердинанд». Никакого глубокого смысла в этой затее не было — дешевле и быстрее было достроить доведённые до ума танки и отправить их в бой, по вооружению и броне они в любом случае превосходили любой советский танк. Правда, в этом случае возникал неудобный вопрос: зачем нужен «Тигр» от «Хеншеля»?

Параллельно команда Порше вела работы по развитию своего «Тигра» — тяжёлому танку Typ 180, более известному как VK 45.02 (P) или «Тигр» P2. У него был новый корпус с наклонной бронёй, новая башня под 88-мм орудие с длиной ствола 71 калибр и улучшенные двигатели. VK 45.02 (P) проектировался в нескольких вариантах с передним и задним расположением башни, а также с гидромеханической трансмиссией и дизельными двигателями. Работы по нему остановили одновременно с работами по «Тигру».

Обычно провал «Тигра» Порше связывают с его якобы ненадёжной и дорогой электрической трансмиссией. Однако нет никаких документальных подтверждений её ненадёжности — скорее, наоборот. Экономия меди тоже не играла роли: вместо 50 электрических трансмиссий немцы произвели почти сто. Многое решалось в кабинетных баталиях: не зря перед сравнительными испытаниями остановили только производство «Тигра» Порше, хотя у танка «Хеншеля» было немало проблем. Руководитель завода «Хеншель» в Касселе Герд Штилер фон Хайдекампф после войны прямо сказал: у их «Тигра» выявилось столько проблем, что вскоре Управление вооружений приказало разработать новый тяжёлый танк уже на основе «Пантеры». Так что версия о технически более удачном «Тигре» Хеншеля тоже выглядит весьма сомнительно.

«Ягдтигр» на стероидах

В январе 1944 года Порше предложил Гитлеру упростить ходовую часть «Ягдтигра». За основу брались тележки подвески «Тигра» фирмы «Порше»; их число увеличивалось с шести до восьми, а вместо сдвоенных катков использовались одинарные с перекрытием. В результате время обработки корпуса для установки подвески сокращалось более чем вдвое, её монтаж значительно упрощался, а шасси облегчалось на 1250 кг. Использование подвески по типу «Тигра» сулило немалую выгоду — за счёт одного только станочного оборудования можно было сэкономить 404 тысячи рейхсмарок.

Схемы подвесок «Ягдтигра»: слева «Хеншель», справа «Порше»

Производство «Ягдтигров» развернулось на заводе «Нибелунгенверке». В феврале 1944 года были построены два первых образца с ходовыми частями «Порше» и «Хеншель» соответственно. В мае прошли сравнительные испытания, на которых у прототипа с ходовой частью «Порше» выявились сильные вибрации. Сначала подозревали гусеницы новой конструкции, но испытания «Ягдтигра» с гусеницами от «Фердинанда» показали, что проблема осталась. 

В действительности вибрации были вызваны недостаточным натяжением гусениц. Казалось бы, достаточно исправить механизм натяжения или добавить поддерживающие катки, но вместо этого после сборки десяти «Ягдтигров» с подвеской «Порше» перешли на ходовую часть от «Хеншеля». Иногда упоминают сломавшуюся на испытаниях тележку, но это был банальный производственный брак.

Другой эксперимент был связан с установкой на «Ягдтигр» дизельного двигателя. Предыстория его такова: летом 1942 года по инициативе Гитлера началась программа по разработке линейки дизелей воздушного охлаждения для всех типов военных машин. Она предусматривала цилиндры трёх стандартных типов с объёмом 0,8, 1,25 и 2,3 литра, на основе которых создавались унифицированные двигатели разной мощности.

«Ягдтигр» с ходовой частью «Порше»

В рамках этой программы фирма «Порше» совместно с «Зиммеринг» вела работы по Х-образному 16-цилиндровому дизелю Sla.16. Он выдержал 300-часовые стендовые испытания и выдал 770 л. с. 

После этого Sla.16 установили в «Ягдтигр» на «Нибелунгенверке» и отработали систему охлаждения. Новый дизель был мощнее и экономичнее, чем «Майбах» HL 230, поэтому его серийное производство хотели развернуть на «Штейр», но по разным причинам не состоялось.

В конце войны Порше поручили исследовать установку газотурбинного двигателя (ГТД) на танки. В ходе оценки потенциально подходящих авиационных двигателей стало ясно, что потребуется разработать новые трансмиссии, а расход топлива по сравнению с поршневыми моторами возрастёт вдвое. С другой стороны, ГТД при небольшой массе выдавали очень высокую мощность и работали даже на низкокачественном топливе.

Один из вариантов размещения газотурбинного двигателя в моторном отделении «Тигра»

С июня 1944 года над танковым ГТД под кураторством СС работал Альфред Мюллер. Уже к ноябрю он подготовил эскизный проект GT-101. Его установку в моторное отделение прорабатывал Отто Цадник из «Порше», этот проект получил индекс Typ 305. GT-101 давал 1150 л. с. на выходном валу, под эту мощность фирма ZF начала разработку новой гидромеханической трансмиссии. Для испытаний ГТД хотели установить в один из «Ягдтигров» на «Нибелунгенверке», но поражение перечеркнуло эти планы.

Тигр Порше в игре «World of Tanks».

Тем не менее, разработчики, продолжая свои традиции «воскрешать» нереализованные проекты, не обошли вниманием и проект «тигра» Фердинанда Порше. «Тигр» Порше стал ТТ7 параллельной ветки немецких тяжелых танков – более тяжелобронированной и неповоротливой и привлек внимание многих игроков своим прекрасным лобовым бронированием, лучшим показателем прочности (на равнее с серийным «тигром») на уровне, а также аналогичным «тигриному» топ-орудием KwK43 L/71

«Тигр» Порше стал ТТ7 параллельной ветки немецких тяжелых танков – более тяжелобронированной и неповоротливой и привлек внимание многих игроков своим прекрасным лобовым бронированием, лучшим показателем прочности (на равнее с серийным «тигром») на уровне, а также аналогичным «тигриному» топ-орудием KwK43 L/71. Однако, несмотря на неоспоримые преимущества, немецкий аналог советского КВ-3, имеет также и некоторые недостатки

Они будут выглядеть вполне логично: к примеру, хоть заявленная скорость у «тигра» Порше на 5 км/ч выше, чем у «тигра» Хеншеля, последний намного приемистее и набирает максимальную скорость намного быстрее, чем Порше. Не говоря уже оболе высокой скорости  по труднопроходимой местности. Также «тигр» Порше менее маневренный – его легче «закаруселить» средним танкам. Таким образом, «тигр» Порше, будучи представителем более тяжелобронированной и неповоротливой ветки танков, танк более статичный и предрасположенный к более стратегической игре, чем тактическ5ой. Его козырь – удержание в одиночку направления, оборона или методичное продавливание обороны врага с помощью своего мощного лобового бронирования. Однако, в одиночку «тигр» Порше даже в топе ничего не сможет поделать – низкая маневренность позволит врагам легко зайти в уязвимый борт танку, а плохая приемистость не позволит танку вовремя вернуться и помочь союзникам на трудном участке карты. Поэтому игроку, управляющему «тигром» Порше стоит намного внимательнее следить за ходом боя, чтоб иметь возможность отреагировать на изменения как можно раньше и повысить свои шансы прийти на помощь союзникам вовремя

Однако, несмотря на неоспоримые преимущества, немецкий аналог советского КВ-3, имеет также и некоторые недостатки. Они будут выглядеть вполне логично: к примеру, хоть заявленная скорость у «тигра» Порше на 5 км/ч выше, чем у «тигра» Хеншеля, последний намного приемистее и набирает максимальную скорость намного быстрее, чем Порше. Не говоря уже оболе высокой скорости  по труднопроходимой местности. Также «тигр» Порше менее маневренный – его легче «закаруселить» средним танкам. Таким образом, «тигр» Порше, будучи представителем более тяжелобронированной и неповоротливой ветки танков, танк более статичный и предрасположенный к более стратегической игре, чем тактическ5ой. Его козырь – удержание в одиночку направления, оборона или методичное продавливание обороны врага с помощью своего мощного лобового бронирования. Однако, в одиночку «тигр» Порше даже в топе ничего не сможет поделать – низкая маневренность позволит врагам легко зайти в уязвимый борт танку, а плохая приемистость не позволит танку вовремя вернуться и помочь союзникам на трудном участке карты. Поэтому игроку, управляющему «тигром» Порше стоит намного внимательнее следить за ходом боя, чтоб иметь возможность отреагировать на изменения как можно раньше и повысить свои шансы прийти на помощь союзникам вовремя.

Вместо заключения

Оценка вклада Фердинанда Порше в военную технику Третьего рейха очень неоднозначна. С одной стороны, фирма «Порше» разработала знаменитый Typ 82 «Кюбельваген», а также амфибию Typ 166 «Швиммваген» на его базе. Кроме того, коллектив Порше совместно с фирмой «Штайр» спроектировал удачный грузовик «Штайр» 1500, на его основе был создан гусеничный тягач «Раупеншлеппер Ост». Так что, награждать Порше Сталинской премией было бы опрометчиво.

С другой стороны, сборка «Тигра» Порше и «Ягдтигра» на «Нибелунгенверке» шли с немалыми трудностями, а многие проекты бронетехники так и остались на бумаге. Причин тому несколько. Во-первых, это своеобразный подход Фердинанда Порше, который брался за любое задание, ввязываясь в откровенные авантюры заказчика вроде серийного производства «Тигра» без предварительных испытаний или работ по сверхтяжёлым танкам. Во-вторых, после неудачи с «Тиграми» у Порше не было производственной базы, поэтому перспективные танки Typ 245 и Typ 250 были обречены. История показала, что именно наличие производственной базы за спиной позволяло вытворять такие трюки, как сборка прототипа дважды отменённого E-100.

Наконец, следует учесть плохие отношения между фирмой Порше и Управлением вооружений. Первый конфликт случился ещё до войны, когда Книпкамп использовал наработки инженеров Порше по торсионным подвескам без отчислений по патентам, хотя фирма «Порше» KG была частной и жила на деньги от разработок. В итоге Управление вооружений победило: в декабре 1943 года главой Танковой комиссии стал Герд Штилер фон Хайдекампф из «Хеншель».

Хотя Порше оставался членом Танковой комиссии до конца войны, его влияние заметно снизилось. Свою роль сыграло и то, что Порше не сработался с Альбертом Шпеером, занявшим место погибшего Тодта. Например, на одной из первых встреч со Шпеером Порше сказал, что, по его мнению, электрические трансмиссии на танках будут слишком сложны в производстве, однако Шпеер настоял именно на электрической трансмиссии.

Конфликт Фердинанда Порше с Управлением вооружений не был чем-то особенным, никакой теории заговора тут нет. Все споры с Отделом №6, бесконечные дрязги и распыление усилий были для немцев в то время обычным делом. Отдел №6 всячески продвигал разработки фирм, согласных с его подходом, и топил их конкурентов. Проекты «Порше» отвергались точно так же, как танковые двигатели «Даймлер-Бенц», трансмиссии «Фойт», разведывательные танки «Шкода» и BMM, и так далее. Но если мы отказываемся от сказок о гениальном конструкторе, которому заговорщики вставляли палки в колёса, нам неизбежно придётся согласиться с тем, что немецкое танкостроение при нацистах погрязло в чудовищном бардаке. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи.

Источники и литература:

  1. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr.20-1) — Panzer Tracts, 2001
  2. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr.20-2) — Panzer Tracts, 2002
  3. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999
  4. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100 (Panzer Tracts Nr.6-3) — Panzer Tracts, 2008
  5. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D.W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000
  6. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997
  7. Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz. Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations — Schiffer Publishing, 2007
  8. Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982
  9. Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015
  10. Энтони Л. Кей. История разработки и создания реактивных двигателей и газовых турбин в Германии (1930–1945) — НПО Сатурн, 2006
  11. Юрий Пашолок. Мышиная возня (https://warspot.ru)

История создания

История создания танков «Тигр» Порше и Хеншеля неразрывно связана между собой.

До сих пор никто не может сказать точно, когда началась работа по созданию «Тигра». Многие исследователи называют дату 26 мая 1941 года, когда было выдано техническое задание. В этот день в «Бергхофе» состоялось совещание, на котором обсуждалось состояние немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа их боевого применения во Франции. На нём присутствовали: А. Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф. Тодт, председатель «танковой комиссии» Рейхсминистерства, почётный доктор технических наук Ф. Порше, начальник управления вооружений сухопутных войск Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э. Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер

Особое внимание присутствующих Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком «Матильда».

Одним из пунктов повестки дня стал доклад начальника управления вооружений о ходе проектных работ по танкам VK4501 (P) и VK3601 (H), макеты которых были представлены здесь же для показа. Из этого следует, что танки на момент совещания уже находились на стадии разработки.

Нападение на СССР первоначально никак не повлияло на создание немецкого тяжёлого танка, так как все усилия немецких конструкторов были брошены на совершенствование уже имеющихся серийных машин, в связи с чем работы по проектированию и созданию тяжёлых танков были временно прекращены. Однако уже осенью, в связи с постоянными жалобами танкистов Панцерваффе на неудовлетворительную бронестойкость машин и слабое вооружение, работы по созданию нового танка были возобновлены. В результате доработок танка фирмы «Хеншель» (изменение подбашенной коробки, увеличение толщины брони, доработки в ходовой части), вес прототипа достиг 48 тонн вместо первоначально заявленных 36. После этого проект был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (H). В результате увеличения веса машины увеличилось и давление гусениц на грунт, в связи с чем были применены чрезвычайно широкие гусеницы. На них танк не вписывался на железнодорожные платформы, поэтому его приходилось каждый раз переобувать.

Примерно в это же время состоялся первый скандал, связанный с созданием танка Порше. Управление вооружений заказало фирме Крупп не ту башню, которая была разработана в КБ «Порше». Вместо башни с погоном в 2000 мм и вооружённую 88-мм пушкой была изготовлена с погоном в 1820 мм, что затрудняло установку орудия, которое к тому времени так же не было изготовлено из-за решения Управления вооружения отложить работы по её запуску в производство на год. Рейхсминистр Тодт, который лично курировал проект, подал жалобу Гитлеру. С тех пор начались постоянные конфликты между Управлением вооружений и Ф. Порше.

Стоит отметить, что Ф. Порше пользовался личным покровительством Ф. Тодта. И когда Тодт 3 февраля 1942 года разбился в авиакатастрофе, а его место занял Альберт Шпеер, машина доктора Порше в одно мгновение из «приоритетного танка прорыва» превратилась в «чрезмерно затратную и ненадёжную». Управление вооружений, при помощи Шпеера, постоянно доказывало Гитлеру о нецелесообразности создания танка Порше, так как революционное для того времени решение использовать электрогенераторы в качестве трансмиссии требовало очень много меди, а также было ненадёжно при эксплуатации танка.

Изначально планировалось к марту 1943 года изготовить 135 машин этого класса, из них 85 танков Порше, 50 — фирмы Хеншель.
Но, по мнению Шпеера, изготовление одновременно двух однотипных машин было нерациональным, о чём он также неоднократно докладывал Гитлеру.

Прототип был построен в апреле, первый предсерийный — в июне. В августе собрали 4 танка, в сентябре 3, в октябре изготовили единственный Pz Bef Wg VI (P) (№ 150013).

САУ «Фердинанд»

Основная статья: Фердинанд (САУ)

На базе танка PzKpfw VI «Tiger» (P) была создана тяжёлая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков, всего 90 единиц. Еще одна машина была переделана в САУ из линейного танка несколько позже.

Боевое крещение приняла в сражении на северном фасе Курской дуги. В теории, являлась грозным противником, однако из-за отсутствия оружия ближнего боя, низкой подвижности, слабой проходимости и механической ненадёжности, становилась лёгкой добычей для пехоты. В 1944 году, в ходе модернизации, был установлен курсовой пулемёт, командирская башенка, поменяла ориентацию маска пушки, однако основные проблемы решены не были. В дальнейшем принимали участие в боях на Западной Украине и в Италии.

Тактика ведения боя на «тигре» Порше.

Стоит сказать, что в игре нет плохих танков. Есть те, набор преимуществ и недостатков которых недостаточно хорошо понят игроками. И, следовательно, игроки применяют танки не совсем по назначению. Иногда это происходит потому, что характеристики танка настолько внушительны, что невольно расслабляют и заставляют игроков делать ошибки. Так и с «тигром» Порше – не стоит полностью полагаться на его внушительные 200мм лобового бронирования корпуса – правильнее будет относиться к этому преимуществу бережно. Лишь тогда оно сослужит Вам долгую службу. И станет действительно серьезным аргументом даже для более высокоуровневых соперников лишь при правильном использовании. В конце концов, подойти к самому ответственному моменту боя во вполне боеспособном состоянии – прекрасная возможность переломить ход в свою пользу.

Что касается использования танка, то его особенности позволяют игроку уютно себя чувствовать на любых картах: на открытой местности реализует себя точное скорострельное топ-орудие с серьезным пробитием и быстрым сведением, а в городе серьезным аргументом для врага станут Ваши 200мм во лбу корпуса. Если они еще расположены правильным ромбом , Вы – ДОТ на гусеницах (конечно же, при должной поддержке союзников). Однако, стоит сказать, что по сравнению с прекрасным лобовым бронированием, танк имеет сравнительно слабое бронирование башни – всего 120 мм. Таким образом, опытный враг вряд ли будет отчаянно пытаться пробить Вас в лоб корпуса — легче всего пробить башню. Поэтому еще раз подумайте, прежде чем бездумно выкатываться на врага, рассчитывая на бронирование своего корпуса. Также стоит помнить, что самый нижний бронелист лба корпуса все же пробивается орудиями со средним пробитием около 150 мм. Еще более аккуратно стоит себя вести, учитывая, что танк способен загореться от выстрела в лоб – пламенный привет от передней трансмиссии в буквальном смысле.

В топе «тигр» Порше – это, как уже говорилось, ДОТ на гусеницах. Так как в этом случае ни один танк не способен в условиях боя причинить ему серьезный вред в лобовом столкновении. Главное, чтоб «тигр» Порше был не один. В том смысле, что танки поддержки также должны быть активными, чтоб, пользуясь «тигром», как укрытием, не давать врагу много времени выцелить уязвимые места у их «толстокожего» союзника. Опытные игроки понимают, что даже самый сильный танк в игре не способен в одиночку противостоять группе вражеских танков. Самому водителю «тигра» стоит понимать, что 80мм прямой борт танка – его уязвимое место и чтоб оставаться как можно дольше боеспособным,  «светить» им не стоит. В городе не стоит отрываться от союзников сильно вперед, дабы не быть окруженным врагами на их позициях и не быть расстрелянным в борт. Танк больше рассчитан на методичное продавливание, на лобовое столкновение, где он в подавляющем большинстве случаев останется победителем даже в стычке с несколькими противниками одновременно. А более маневренные союзники же должны обеспечить «тигру» безопасность его бортов.

В середине списка и ниже танк также чувствует себя уверенно благодаря точному орудию, которое позволяет  успешно вести огонь по врагу, самому находясь далеко от эпицентра боя. Тем не менее, бой на средних дистанциях для «тигра» Порше не столь критичен, как для «тигра» Хеншеля, благодаря все тому жу лобовому бронированию корпуса. Настоящую опасность вражеские танки представят «тигру» лишь тогда, когда сблизятся с ним вплотную – неповоротливый «тигр» станет для них легкой добычей. Именно для этого «тигру» дан один из лучших обзоров на уровне, а также точное орудие – чтоб иметь шанс уничтожить врага еще до того, как тот сможет выйти на позицию точного выстрела по уязвимому месте «тигра» из своего орудия.

В середине списка и ниже «тигр» Порше может себе позволить пойти и в город, что категорически противопоказано серийному «тигру». Его «кусучее» орудие станет неприятным сюрпризом врагам и заставит их нервничать. Попытка врага уничтожить Вас в большинстве случаев развяжет руки Вашим более сильным союзникам, которые, пользуясь моментом, нанесут решающий удар по врагу. Не будучи в топе и находясь в городе, не стоит забывать о ромбе, так как под прямым углом Вас все же могут пробить и в корпус. Постановка ромбом же намного увеличит шансы быть непробитым. Учитывая то, что в городе игроки часто ведут огонь «от бедра» (не в снайперском режиме), то шанс, что снаряд, посланный в Вашу башню, полетит в корпус, увеличивается. Это тоже стоит учитывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector